Татьяна Анатольевна Файн,
к.п.н., доцент,
зав. отделом педагогического менеджмента
О
ГАОУ ДПО «ИРО ЕАО»

В современном мире осмысление событий русской общественной жизни и культуры на рубеже IX–XI веков занимают важное место. В конце семидесятых годов десятого века на киевском княжеском троне оказался младший сын Святослава – Владимир. Его правление длилось без малого четыре десятилетия и было насыщено многими событиями, главным из которых необходимо считать принятие в 988 году православного христианства в качестве основной религии молодого государства.

В былинах известен под именем Владимира Красно Солнышко, «ласкового князя Владимира», к его временам относится время подвигов трёх богатырей. Эпический образ князя Владимира в былинах – обобщённый, в нём «совмещены» также некоторые более поздние правители, но есть и ряд черт исторического Владимира Святославича. Былинный князь Владимир Красно Солнышко, владыка Киева и русских земель, Креститель Руси и Равноапостольный святой – все это один человек. Единый герой былин и летописей, который однажды и навсегда повернул Русь к свету христианства.

Князь Владимир I Святославович – великий князь киевский, один из самых неоднозначных и легендарных правителей Древней Руси. C одной стороны – язычник, с другой – образцовый христианин, князь Владимир внёс большой вклад в укрепление территориальных и политических позиций русского государства. Владимир всячески укреплял и расширял свое влияние на восточную часть Европы, проявив себя и искусным полководцем, и дальновидным политиком. При нём едва было не распавшаяся на отдельные княжества Русь снова обрела единый центр управления. «Язычество не было религией в современном понимании. Это была довольно хаотическая совокупность различных верований, культов, но не учение, – писал академик Д.С. Лихачев. – Поэтому объединение людей разных племен, в чем так нуждались восточные славяне, не могло быть осуществлено язычеством». Увлечение Владимира языческой религией продолжалось недолго. Он стал великим реформатором духовной жизни русского народа, человеком «крестившим Русь», за свои многочисленные заслуги причисленный к Лику Святых.

Окрестившись и окрестив жену, детей, киевлян, Владимир повелел креститься и всем остальным подданным во всех землях. Однако крещение шло далеко не везде мирно и не одномоментно. Важно учитывать и в настоящее время, что в этот период для князя Владимира православное христианство становится важнейшей ценностью, которая определяла его позицию и действия до конца жизни, а сама личность князя приобретает на века для многонациональной России социально-культурологическую ценность.

В современных исследованиях справедливо утверждается взаимосвязь и взаимовлияние между ценностями личности и позицией, действиями этой личности, что, в свою очередь, определяет степень её (личности) социально-культурологической ценности. «Система ценностей, предопределяющая сущностные характеристики менталитета личности, наряду со знаниями, представлениями, убеждениями, национальным характером и условиями бытования индивидуума, материализуется в социальном поведении личности, воздействует на ее (личности) вовлеченность в общественные процессы. Характер действий человека во многом обусловлен аксиологическими «кодами», которые детерминируются ментальной системой индивидуума. В условиях реформирования общества и государства ментальные установки личности могут оказывать решающее воздействие на процесс адаптации человека к трансформации социума» [1].

За следующие 25 лет на Руси возникло более 300 христианских храмов, ставших центрами распространения православной культуры. Вместе с христианством на Русь пришла письменность, а с нею и книжное просвещение. Как ни слабо оно было на первых порах, однако, по словам историка С.Ф. Платонова, «оказывало могучее влияние на познавших его людей. Богослужебные и священные книги принесены были на Русь» на доступном для всех языке – славянском, том самом, на котором изложили их славянские первоучители святые Кирилл и Мефодий и их болгарские ученики. Язык этих книг был вполне понятен и книжное учение было поэтому не затруднено. Тотчас по крещении Руси возникают школы с учителями-священниками и появляются книжники, собиравшие и переписывавшие книги. Церковь, став центром духовного единения восточных славян, заметно влияла на нравственное развитие общества.

Окрестив Русь, киевский князь приобрел в лице православной церкви надежного союзника в решении своих планов по укреплению государства. Именно Владимир открыл новую эру в истории восточных славян, а также заложил новый духовный фундамент истории таких государств, как Россия, Беларусь и Украина. В течение дальнейшей жизни Владимир настойчиво боролся за единство и безопасное существование Руси.

Процесс христианизации протекал постепенно и, по современным оценкам, в основном занял приблизительно 100 лет. С учетом размеров страны это очень малый срок: крестившимся почти одновременно с Русью Швеции и Норвегии потребовалось на это соответственно 250 и 150 лет.

Государственная реформа Владимира как бы высвободила постепенно накапливавшийся в древнерусском обществе потенциал — началось бурное, стремительное развитие страны, и это показывает, сколь своевременна была реформа. В период реформ Владимира темп обновления всех сторон жизни древнерусского общества был поистине ошеломляющим. Это вселяло в его душу гордость за родную страну и уверенность в ее великом будущем. По меткому определению профессора В.В. Мавродина, в этот период «все окутано дымкой оптимизма, того оптимизма, который был присущ раннему христианству Киевской Руси». Из проповедуемых христианством добродетелей наиболее ценилась любовь к ближнему.

Продуманная и энергичная политика Владимира ввела Русь в систему европейских христианских государств. Ее международное положение укрепилось. Русь становилась «ведома и слышима… всеми концы земли».

Каковы же итоги княжества Владимира и Ярослава? Во-первых, Русь объединилась в единое раннефеодальное государство. Оно было объединено новой, передовой по тому времени культурой, писаными законами, религией. Исчезло старое давление по племенным признакам. Получила окончательное государственное оформление единая древнерусская народность, из которой позже вышли русские, украинцы, белорусы.

Во-вторых, в результате реформ Русь окончательно встала вровень со всем цивилизованным миром. Она не уступала другим странам ни в смысле общественно-экономической формации (феодализм, который продолжал свое развитие), ни в смысле культуры, ремесла, военного дела. Введение христианства, ставшего идеологической основой единой феодальной государственности Древней Руси, сыграло в период раннего средневековья прогрессивную роль.

Стремительный расцвет древнерусского государства произвел огромное впечатление в мире. Западный летописец (Адам из Бремена) называет Киев «украшением Востока» и «соперником Константинополя».

«Сегодня мы имеем все основания гордиться сделанным нашими великими предками и с благодарностью вспомнить их самоотверженный труд. То, что произошло более тысячи лет назад (как и всякая дата подобного рода, она, конечно, условна), было значительным шагом вперед на длинном пути истории» – писал в 1987 году академик Б.В. Раушенбах.

Для современной многонациональной России необходимо осознавать, что князь Владимир – человек необыкновенный и среди других великих людей, и среди святых. Он – основоположник святительства и святости в русском народе, первооткрыватель величия этих понятий, создавший на их основании государственную программу, необычность которой в том, что ее невозможно претворить в жизнь, пока каждый гражданин не воплотит ее, по примеру святого Владимира, в самом себе! С этого святителя-державника начинается новая Русь, новый народ, новый дух, новый путь, новая культура. Крестив русский народ в христианскую веру, святой Владимир долгую русскую ночь обратил в светлый русский день.

Темная языческая масса, приняв Крещение, с течением времени сделалась «красным солнышком» среди народов. И можем мы воскликнуть: «Народ русский – красно солнышко!» И современные разнообразные посягательства на Россию – это, прежде всего, посягательства на православие, на русский народ, на церковь, которая постоянно с момента принятия христианства служила укреплению веры и государственности.

Анализ доступных источников, собственные размышления позволяют мне утверждать, что для современной многонациональной России личность князя Владимира приобретает ещё б О льшую социально-культурологическую ценность, обеспечивая поэтому дальнейшее развитие государства и православия. Неоспоримое значение имеет личность князя Владимира в современных условиях ещё и потому, что является образцом служения вере, народу и государству, когда консолидация и объединение спасали Русь.

Отрицание сегодня великой объединяющей роли князя Владимира некоторыми гражданами России лишь следствие невнимательного отношения к истории, которое может быть чревато весьма отрицательными последствиями, в том числе и различного рода расколами. Ситуация в Украине является, к сожалению, ярким негативным подтверждением…

Немногие имена на скрижалях истории могут сравниться по значению с именем святого равноапостольного Владимира, крестителя Руси, на века вперед предопределившего духовные судьбы Русской Церкви и русского православного народа. В настоящее время перед Россией стоит приоритетная задача сохранения единого культурного пространства, православных традиций и духовно-нравственных ценностей для современного мира. Значимость этой проблемы подчеркивал неоднократно Президент Российской Федерации В.В. Путин, отмечая, что формирование гражданской идентичности на основе общих ценностей, патриотического сознания, гражданской ответственности и солидарности, уважения к закону, сопричастности к судьбе Родины без потери связи со своими этническими, религиозными корнями – необходимое условие сохранения единства страны.

По мысли Предстоятеля нашей Церкви Святейшего Патриарха Кирилла: «Россия это – страна-цивилизация, … культурное многонациональное образование в совершенно конкретных исторических и географических измерениях, тесно связанное с Древней Русью, цивилизация со своим собственным набором ценностей, своими закономерностями общественного развития, своей моделью социума и государства, своей системой исторических и духовных координат».

Высказанная на государственном уровне позиция актуализирует проблему духовно-нравственного воспитания личности. Очевидно, что в современных условиях проблема духовно-нравственного воспитания приобретает особое значение, поскольку диалог культур в условиях поликультурного мира является перспективной предпосылкой для формирования и укрепления духовных ценностей. Цивилизационный выбор пути, определенный еще князем Владимиром и упроченный деятельностью последующих поколений великих россиян, отразился в богатейшем культурном наследии страны. На протяжении всей российской истории культура, концентрируя духовный опыт нации, обеспечивала единство многонационального народа России, во многом определяла ее влияние в мире. И сегодня Россия – государство, создавшее великую культуру, с огромным воспитательным потенциалом, ориентированное на формирование нравственной, самостоятельно мыслящей, творческой, ответственной личности.

Особую актуальность и значимость личность святого кнЯзя Владимира приобретает в современной социальной ситуации, когда так называемый «коллективный запад» и НАТО со своими апологетами и приспешниками ведут активную агрессию против России как государства. Они – эти кураторы и инструкторы современной Украины, используют в своей агрессивной деятельности против России идеологию и технологии гитлеровского фашизма, что проявляется в жестоком продвижении нацизма на Украине.

Всем недружественным России государствам и режимам не по нутру наша страна, наше единение, наша вера, наши традиции. Поэтому продолжаются попытки насильственного продвижения чуждых нам ценностей, в том числе через идеологию ЛГБТ. Более того есть немало фактов, когда представители так называемого ЛГБТ в ранге политиков коллективного запада, НАТО, США выступают пропагандистами и нацизма, и агрессий против России.

Используются при этом и нацистские методики, которые на Украине идут от Бандеры, и террористические акты, и социально-политический саботаж и не только России, но всего мира. История с грязными ядерными бомбами, например, или постоянные обстрелы Запорожской АЭС.

Жесткое убийство журналистки Дарьи Дугиной из этого ряда жестокого террора, на порядки выше по социально-политической угрозе для нас, россиян. Убийством Дарьи Дугиной современный украинский нацизм угрожает православию в целом, единоверию россиян и единству. На мой взгляд, Дарья Дугина заслуживает, чтобы РПЦ внесла её в список современных святых. Я верю, что так и будет.

А всем кураторам и приспешникам украинского нацизма мы сегодня говорим, что с нами вера и святой князь Владимир, потому мы вместе и нацизму поставим прочный заслон.

Поэтому и далее нам россиянам необходимо выявлять, хранить и приумножать культурно-исторические традиции и духовно-нравственные ценности России с целью формирования у подрастающего поколения национальной идентичности личности, способствовать совершенствованию системы духовно-нравственного воспитания, ориентированного на формирование гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, обусловленное цивилизационным выбором князя Владимира.

Источники:

1. Полякова Т.А. Менталитет личности как социально-культурологический феномен : дис. … канд. философ. наук : 24.00.01. Тамбов, 2005. 151 с.