Арсенич Светлана Борисовна,
учитель начальных классов ОГАОУ «Центр образования «Ступени»

Кириллова Ольга Анатольевна,
учитель начальных классов ОГАОУ «Центр образования «Ступени»

Современные цели и задачи в системе образования и воспитания сформировались в результате научной и практической деятельности целой плеяды российских педагогов. Особую значимость имеет педагогическое наследие К.Д. Ушинского, великого русского педагога, основоположника народной школы, создателя глубокой и стройной педагогической системы. К.Д. Ушинский – автор нескольких статей о нравственности, в которых четко прослеживается главная цель – развитие личности подрастающего поколения. Предложенная им система нравственного воспитания молодого поколения исключала авторитарность, строилась на силе положительного примера, нравственного воздействия учителя, на «разумной деятельности ребенка» и требовала развития активной любви к человеку, создания атмосферы взаимовыручки и товарищества.

В настоящее время духовно-нравственное воспитание становится направляющим ориентиром развития учащихся. В рамках ФГОС разработана Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, где определены цели и задачи реализации этого направления: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России».

Одной из центральных проблем педагогической науки и практики становится изучение личности человека и сфер, оказывающих на него непосредственное влияние. Главной целью и идеалом воспитания было и остается формирование гармоничной, всесторонне развитой личности ребенка, что ориентирует на оптимальное сочетание физического, умственного, трудового, эстетического, гражданского и нравственного воспитания.

В свое время К.Д. Ушинский заложил основы личностно-деятельностного подхода к воспитанию, деятельность и активность юного поколения он рассматривал как одно из важнейших условий его воспитания и обучения.

На современном этапе обучение и воспитание в соответствии с новыми стандартами носит также деятельностный характер, то есть ребенок не должен быть пассивным слушателем, а уметь выбирать те виды деятельности, которые адекватны его природе, удовлетворяют его потребности в саморазвитии и самореализации.

В Конституции РФ и Законе «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики.

Для детей с ОВЗ школа является главным этапом социализации – процесса получения навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе. Важную роль в развитии младших школьников классик педагогики отводил навыку. Навык проявляется во всем, в каждой мелочи нашей жизни. Вот в чем его суть: нравственные поступки, нравственное мышление, поведение должны стать чем-то неотъемлемым в жизни каждого с самых ранних лет.

Созданная школа ОГАОУ «Центр образования «Ступени» г. Биробиджана предоставляет нашим детям с ОВЗ реальную возможность эффективной самореализации в различных видах социальной деятельности, позволяет им приобрести бесценный личностный опыт познания окружающей действительности, общения, прожить полноценное эмоциональное детство, расширить границы доступного им мира.

Накопление опыта нравственных взаимоотношений происходит через внеурочную деятельность школьников. Для формирования нравственных ценностей школьников мы используем такие технологии, которые являются инструментами для их развития. Наиболее актуальной в условиях реализации ФГОС НОО детей с ОВЗ является технология проектной деятельности не только учебной, но и внеурочной, которую можно отнести к эффективному методу развития личности ребенка.

Данная технология базируется на идее взаимодействия учащихся в группе в ходе внеурочной деятельности, идее взаимного обучения, при котором обучающиеся берут на себя не только индивидуальную, но и коллективную ответственность за решение поставленных задач, помогают друг другу, отвечают за успехи каждого члена группы. Проектная технология обеспечивает условия для формирования всех видов универсальных учебных действий (УУД) и создает условия для взаимодействия сотрудничества в системе «ученик-учитель-группа», «учитель-ученик-родитель» и способствует формированию нравственных ценностей младших школьников с ОВЗ.

Ежегодно принимаем участие в Научном обществе любознательных (НОЛ), в течение года готовим с обучающимся проекты на различные темы, которые они выбирают, исходя из своих личных интересов.

Считаем, что проектные задания обладают ярко выраженным общественным характером духовно-нравственного воспитания. Применяются с целью реализации различных социальных проектов, в результате чего осуществляется на практике связь с жизнью; развитие социальной активности детей в воспитательном процессе; развитие умения адаптироваться к действительности; умение общаться, сотрудничать с различными людьми в разнообразных видах деятельности.

Проектная деятельность младших школьников обеспечивает: целостность педагогического процесса, осуществляет разностороннее развитие и воспитание учащихся; развивает творческие способности и активность учащихся; формирует познавательные мотивы учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности.

Решение проектных задач, выполнение проектов способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность.

Одной из эффективных форм работы, способных в полной мере раскрыть способности детей, является коллективное творческое дело. Через КТД происходит адаптация ребенка к коллективу начальной школы. Учащиеся приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового. Таким образом, идут два важных процесса одновременно: формирование и сплочение классного коллектива, и формирование личности школьника.

Примеры коллективных дел: ко «Дню учителя» мы с первоклассниками создали «Классную газету поздравлений» Процесс создания классной газеты оказался весьма увлекательным. Каждый вложил толику своего труда, газета стала просто бесценной. Нашими редакторами были родители первоклассников, которые работали над оформлением и заготовили шаблоны. А дальше все очень быстро и просто: детям раздаются заготовленные шаблоны, которые каждый из них заполняет в соответствии с тематикой газеты.

Каждый год осенью проходит общешкольное мероприятие «День здоровья». Мы с детьми являемся участниками его. Младшим школьникам нравится чувствовать себя нужными и полезными, им хочется проявить себя в любом, даже пусть и незначительном деле.

На День знаний в игровой форме «Давайте знакомиться» первыми были учителя, рассказывая кратко о себе, продолжали учащиеся, а потом все отправились в путешествие на школьном корабле, взяв с собой золотые слова общения: старание, уважение, терпение, усидчивость, доброта, взаимопомощь, внимание и другие.

На одном из классных часов методом импровизации в конкурсе «Театральный» распределили роли, сыграли небольшой спектакль (обучающиеся 2-4 классов). Ведущий читал стихотворение, а дети показывали, что происходит. Задание способствовало развитию фантазии, творчества и самореализации личности ребенка.

Тематика классных часов различна: «Вежливость и невежество», «Мир общения» «Дружба», «Азбука поведения», «Зависть» (выдержки из работ детей – «Солнышко сияет, а гроза завидует солнцу»). «Мне необходимо для жизни» (высказывание ребят – «Чистый воздух, друзья, общение, одежда, ласка»).

На таких часах дети переживают вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок. Учатся слушать и понимать своих сверстников, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь.

Влияние КТД на всех участников воспитательного процесса:

 

Изучая особенности воспитания детей в школе, К.Д. Ушинский особо подчеркивал, что одной из характерных черт воспитания русского народа является воспитание патриотизма, который, по его мнению, с «истинно львиною силой» проявляется в народе при защите Родины от внешних врагов. Истинный патриотизм, требует воспитания гражданского долга. Поскольку лучшим выражением народности, по его мнению, является родной язык, он должен быть положен в основу обучения русских детей. К.Д. Ушинский указывал, что русский народ проявлял и проявляет большую любовь к Родине. Основанное на народности воспитание должно приучить молодое поколение ребят младших классов проявлять этот патриотизм всегда, повседневно, при исполнении гражданами своего общественного долга. Оно призвано развить у детей чувство национальной гордости, сочетающееся с уважением к другим народам, воспитать у них чувство долга перед своей родиной, приучать их всегда ставить общие интересы выше личных. К.Д. Ушинский считал, то главное место в воспитании нравственного подрастающего поколения занимает именно воспитание патриотизма беззаветной деятельной любви к Родине. Любовь к Родине, писал К.Д. Ушинский, это наиболее сильное чувство человека.

В рамках общешкольного проекта «Учусь быть гражданином» в школе проходит добрая акция «Посылка солдату». Учащиеся и учителя собирают посылки для солдат, что способствует формированию у детей нравственных начал (доброта, сопереживание, взаимовыручка, забота о ближних). Позволяет воспитать у ребенка чувство гражданского долга, патриотизма, любви к людям, милосердия.

«Письмо ветерану». Изготовление голубей мира. Ведь нет ничего дороже, сделанного своими руками! Мы обращаем внимание на умение взаимодействовать, работая в паре, в группе, на аккуратность выполненных работ. Всем нам хорошо известно, что если ребёнка окружают вещи, отличающиеся красотой, простотой, то в его жизнь подсознательно входят критерии, которые позднее определят его вкусы и потребности.

Много места в работе с детьми К.Д. Ушинский отводил ознакомлению с природой, эстетическому и духовно-нравственному воспитанию. Он считал, что лишь благодаря нравственному воспитанию ребенок становится человеком. Привитие ребёнку нравственных и духовных ценностей – актуальная задача образования и сейчас. Воспитать нравственность возможно только через личный пример взрослого и взаимодействие с ребёнком.

В своей работе мы используем разные виды экскурсий. Экскурсии в природу. Общение с природой – прекрасная школа воспитания у детей доброты, отзывчивости, чуткости.

Экскурсии – важнейшее средство формирования и развития нравственных качеств личности младшего школьника (самостоятельности, инициативности, умения работать вместе, проявляя, подлинную заботу друг о друге и оказывая, взаимопомощь).

В рамках общешкольного проекта «Добрые дела» нами была выбрана тема «Зимующие птицы нашего города». В процессе работы школьники познакомились с различными видами зимующих птиц, обитающих на территории ЕАО, получили информацию о разнообразном корме для пернатых, а также ребята узнали о том, какие продукты для птиц вредны, посмотрели выставку кормушек. На сайте Центра https://stupeni-eao.ru/pokormite-ptits-zimoj/ нами были опубликованы статьи «Хотим все знать о птицах» и «Покормите птиц зимой».

Совместно с родителями дети изготавливают кормушки для птиц, организовывают птичью столовую на территории Центра образования «Ступени». В течение учебного года приносят корм для пернатых, наблюдают за птицами. Ежегодно мы с детьми участвуем во Всероссийской просветительной акции «Покормите птиц зимой», проводимой ФГБУ «Государственный природный заповедник «Бастак», и являемся победителями. Обобщение собранного материала отразили в социальном видеоролике в поддержку зимующих птиц ЕАО.

Трудовое воспитание, по мнению К.Д. Ушинского, – не менее важное условие достижения нравственного идеала воспитания. В этом случае создаются не только материальные ценности, но и духовные, а именно формируются важные волевые качества личности – самостоятельность, ответственность, дисциплинированность.

Познавательные экскурсии, знакомящие с трудом людей, воспитывают у детей уважительное отношение к людям труда.

Экскурсия на колбасный завод «Бридер», на обувную фабрику «Росток», во время которых ребята посетили рабочие цеха, посмотрели оборудование, познакомились с различными профессиями. Младшие школьники получили массу положительных эмоций и впечатлений.

Экскурсия в профессиональное училище № 1 на мастер-класс по изготовлению пирожных – капкейков. Ребята под руководством профессиональных поваров готовили, пробовали, улыбались, радовались результату и получили огромное удовольствие. Практически с первых пирожных у каждого из участников был заметен собственный стиль и почерк.

В своей фундаментальной работе «Педагогическая антропология» К.Д. Ушинский выделил принципы «здоровой медицины», заложил основы здорового питания, режима дня и отдыха детей, в котором, по его мнению, заложены механизмы приучения их к организованности, активности и стремление к деятельности.

Нами осуществлялась работа по общешкольному проекту «Азбука здоровья» с обучающимися младших классов с ОВЗ, в процессе которого школьники имели реальную возможность эффективной самореализации в различных видах социальной деятельности, приобретали бесценный личностный опыт познания окружающей действительности и расширяли границы доступного им мира.

Целью данного проекта являлось расширение знаний о здоровом образе жизни и развитие здоровой, физически крепкой, всесторонне развитой личности.

Проект направлен на формирование у младших школьников с ОВЗ понимания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков учащихся по гигиенической культуре, здоровому питанию, спортивному оздоровлению и основам безопасного поведения в социуме, через деятельные формы взаимодействия, в результате которых возможно становление здоровьесберегающей компетентности на основе познавательной информации и в процессе практической коллективно-творческой деятельности.

В процессе проведения проекта решались следующие задачи:

— создать условия для формирования представлений о здоровом образе жизни;

— научить использовать полученные знания в повседневной жизни;

— развивать творческие способности, коммуникативные действия;

— привлечь родителей к совместной деятельности для организации и поддерживания здорового образа жизни обучающихся.

Проект проводился в форме групповой работы и был информационно-практико-ориентированным.

Работа по проекту «Азбука здоровья» освящалась на общешкольном сайте Центр образования «Ступени» stupeni-eao.ru , где нами были опубликованы статьи по каждому проводимому мероприятию.

Работа по проекту началась с проведения круглого стола «Что такое здоровье и от чего оно зависит?», где обучающиеся определили 5 главных правил здоровья: гигиена, полезное питание, зарядка, закаливание, хорошее настроение.

С целью становления у детей научно-познавательного отношения к природе ближайшего окружения и к своему здоровью совместно с работниками ФГБУ «Государственный природный заповедник «Бастак» для учеников начальной школы было подготовлено и проведено мероприятие на тему «Лекарственные растения ЕАО». Предварительно в течение недели ребята сходили на экскурсию в школьный двор и посмотрели какие растения произрастают на территории школы. В кабинете школы была подготовлена выставка рисунков и фотографий наиболее известных школьникам лекарственных растений области: одуванчик, рябина, шиповник, липа, клевер, ромашка и другие.

Ребята познакомились с различными видами растений области, со способами профилактики и лечения различных заболеваний, основанными на целебных свойствах данных групп растений. Младшие школьники узнали, какие травы и как правильно собирать, а также о том, что некоторые из них могут нанести вред и являются ядовитыми. Дети поучаствовали в викторине, а также пришли к выводу, что каждое растение создано природой во благо человека и приносит ему пользу, поэтому необходимо их беречь, охранять, а, если нужно, и уметь использовать для лечения своего организма.

Ребята начальной школы несколько дней готовились к мероприятию «Витаминная радуга», разучивали стихотворения, искали рецепты полезных салатов. Вместе с родителями участвовали в приготовлении блюд, презентовав их на выставке в школе.

Важнейшим жизненно необходимым компонентом для здоровья являются витамины. Свое название витамины получили от латинского слова «вита» – жизнь, и вещества («амин»), которое определили ученые как самое необходимое для жизни живого организма, т.е. витамины жизненно необходимы для здоровья человека. Витамины бывают разные. Их существует больше 30. Как и у человека, у каждого витамина есть свое имя. Витамины обозначаются буквами латинского алфавита: А, В, С, D, Е, К и т.д.

В рамках проекта младшие школьники приняли активное участие в подготовке выставки «Полезные и вредные продукты». С большим интересом ребята в течение недели разгадывали кроссворды.

Дети узнали, что пища должна быть разнообразной, ведь правильное питание – здоровье, неправильное – болезни. Ни один продукт не дает всех питательных веществ, которые необходимы для поддержания хорошего здоровья. Одни продукты дают организму энергию, чтобы двигаться, хорошо думать, не уставать (мед, гречка, геркулес, изюм, масло). Другие помогают строить организм и сделать его более сильным (творог, рыба, мясо, яйца, орехи). А третьи – фрукты и овощи – содержат много витаминов и минеральных веществ, которые помогают организму расти и развиваться. Но есть и вредные продукты, которые содержат химические добавки (газированные напитки, сухарики, сосиски, чипсы).

В заключении мероприятия была проведена познавательная игра «Кто даст правильный ответ, что полезно, а что нет?».

Одним из первых шагов для сохранения здоровья ребёнка можно считать режим дня школьника. Руководители проекта совместно с заведующей филиалом № 3 МБУ центральной городской библиотеки подготовили и провели для ребят мероприятие на тему «Режиму дня – мы друзья», на котором они узнали, как правильно распределить свой распорядок дня: продолжительность учебных занятий в школе и дома, прогулки, регулярность питания, сон, чередование труда и отдыха. От того, насколько правильно организован режим дня школьника, зависит состояние здоровья, физическое и психическое развитие, работоспособность и успеваемость в школе. Для обучающихся и их родителей была подготовлена книжная выставка, где ребята и взрослые могли ознакомиться с рекомендациями по распределению времени в режиме дня школьников, а также узнать интересную и полезную информацию по данной теме.

Для обучающихся было проведено мероприятие «Друзья Мойдодыра», цель которого заключалась в расширении кругозора обучающихся и формировании привычки соблюдения правил личной гигиены в жизни школьников. Для организации выставки в течение недели ребята приносили предметы личной гигиены: зубную пасту и щетку, мыло, шампуни, расчески и т.д. Родители помогли подготовить интересную информацию об истории происхождении предметов личной гигиены. Так ребята узнали о том, когда и где появилось первое полотенце и мыло, познакомились с этимологией данных слов и некоторых других. Руководители проекта провели для младших школьников «Переменку загадок», игру «Береги зубы», а также двигательную гигиеническую физминутку. В заключение ребята обобщили правила соблюдения личной гигиены и сделали вывод, что соблюдать их необходимо ежедневно, чтобы быть всегда здоровыми.

Каждый человек способен привыкать к каким-либо действиям, ощущениям. Кто-то привык рано ложиться, кто-то поздно, кто-то привык терпеть боль, а кто-то нет. Так у человека появляются привычки. А какие бывают привычки здорового образа жизни и не здорового? Ребята отразили их в своих рисунках. Оказывается, есть полезные и вредные привычки. Полезные приносят пользу человеку, помогают сохранить здоровье, делают человека культурным, здоровым и опрятным, аккуратным, дружелюбным. А вот вредные привычки вредят нашему здоровью. Они делают человека грубым, забывчивым, драчливым. В конце мероприятия руководителями проекта была проведена игра «Что такое хорошо и что такое плохо».

Обеспечение безопасности жизнедеятельности является приоритетной задачей для личности, общества, государства. Особенно необходимо заботиться о безопасности младших школьников с ОВЗ, ведь в условиях социального, природного и экологического неблагополучия естественная любознательность ребёнка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него.

Руководители проекта совместно со старшим преподавателем учебно-методического центра ГОЧС и ПБ познакомили обучающихся с навыками безопасного поведения в различных ситуациях дома, на улице, в общественных местах, в природе. Ребята с интересом посмотрели, а затем обсудили отдельные видеосюжеты, из которых узнали, как нужно себя правильно вести при пожаре, какие правила соблюдать при пользовании домашней техникой, а также обратили внимание на то, что весной опасно выходить на лед. Также младшие школьники рассмотрели и обсудили выставку листовок и памяток по безопасному поведению в окружающей среде.

В процессе данного мероприятия были актуализированы следующие задачи: воспитать культуру безопасного поведения, стимулировать развитие интереса к проблеме собственной безопасности, развивать у детей чувство ответственности за свое поведение, развивать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, стимулировать у учащихся самостоятельность в принятии решений и выработке умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни.

Чтобы быть здоровым, необходимо как можно больше двигаться, ведь недаром говорят: «Движение – это жизнь». Занятия спортом дарят нам самое дорогое, что есть у человека – это здоровье. Ребята активно показали свою сплоченность, подвижность, жизнелюбие, выступили генераторами хорошего настроения и зарядили своей положительной энергетикой все вокруг, исполнив флешмоб на школьной спортивной площадке!.

Данная работа была представлена в «Академию педагогических проектов Российской Федерации» в г. Москве на Всероссийский конкурс «Учитель здоровья России», в свете реализации ФГОС, проводившийся с 24.07.2022 г. по 25.08.2022 г.

По итогам Всероссийского профессионального педагогического конкурса проект «Азбука здоровья» был удостоен диплома 1 степени, а педагоги награждены Благодарственным письмом.

Результатом нашей работы по воспитанию нравственных качеств является портрет выпускника начальной школы по ФГОС:

— любящий свой народ, свой край и свою Родину;

— уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

— любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

— владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

— готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

— доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

— выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

К.Д. Ушинский сознавал, что многие из его педагогических идей могут быть осуществлены только в будущем и свято верил, что в будущем обществе воспитанию будет отведено достойное место. Педагогические идеи К.Д. Ушинского никак не способны потерять своей актуальности на сегодняшний день. Они по-прежнему считаются весьма значимыми, на них основывается современная образовательная система. Пришло время им стать ступенькой, фундаментом для последующих инноваций.

В заключение хотим отметить, что развитие нравственности юного поколения без таких нравственных устоев, как долг, совесть, честь, честность, порядочность, милосердие, достоинство, благородство, добро, не может нормально существовать и развиваться общество. Нравственное воспитание, по мнению К.Д. Ушинского, должно развивать в детях младших классов гуманность, правдивость, трудолюбие, дисциплинированность и чувство ответственности, чувство собственного достоинства, сочетаемое со скромностью.

Список использованной литературы:

1. Кукушкин В. С. Управление образовательными системами / под ред. В. С. Кукушкина. М.: ИКЦ «Март», 2003.

2. Ушинский К. Д. Антология гуманной педагогики. М.: Издат. дом Шалвы Амонашвили, 2002.

3. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии // Избр. пед. соч.: в 2 т. М., 1976. Т. 1.

4. Ушинский, К. Д. Педагогические сочинения: в 6 т. М.: Педагогика, 1988.

5. ФГОС Начальное общее образование [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo .

Нравственное воспитание младших школьников с ОВЗ

Презентация