Бялик Андрей Яковлевич,
директор МКОУ «СОШ им. И. А. Пришкольника»

Я не ошибусь, если скажу, что в каждой школе есть система наставничества. Но отличается ли она? Шаблонна система или каждая школа идет своим путем? Одно безусловно – для любого руководителя система наставничества может стать хорошим инструментом для решения проблемы кадрового голода. В нашей небольшой школе ежегодно не бывает огромного наплыва молодых учителей, поэтому у нас выстроена точечная работа наставников с молодыми специалистами. Приказом за каждым из них закрепляется опытный наставник.

А кто же такой наставник? Это тот, кто готов дать вам совет, даже не отвечающий его интересам. Чего же мы ждем от наставника?

Обучения , прежде всего. Наставник должен иметь желание и способности передать своим подопечным информацию, навыки, знания.

Направление . Наставник должен помочь найти путь, по которому опекаемый станет развивать свои сильные стороны.

Мотивации . Наставник должен уметь замотивировать на определенную деятельность, саморазвитие, учебу, показать ему, что и как можно и нужно делать, найти более легкие и менее затратные пути решения задач.

Поощрения и поддержки . Наставник должен уметь поддерживать, прежде всего. Мы на определенном этапе приняли решение о создании нового для себя методического объединения – по развитию наставничества в школе. И сегодня мы выделяем 6 моделей наставничества в школе. Однозначно, что во главе угла стоят традиционные:

Модель «Учитель – учитель» и Модель «Учитель – ученик»

Работа с пришедшими в школу, как молодыми специалистами, так и опытными коллегами. И с теми, и с другими ведется работа по формированию ценностей и ориентиров школы, выстраиванию взаимоотношений в коллективах и многому другому. За каждым вновь пришедшим, как я уже говорил ранее, приказом закрепляется наставник, который и помогает, и направляет.

Модель «Учитель – ученик» – это, прежде всего, работа во внеурочной деятельности: проектная деятельность, кружковая и секционная работа.

Модель «Классный руководитель – воспитанники» позволяет работать в воспитательном процессе. И чем разнообразнее, интереснее и продуктивнее осуществляет свою работу классный руководитель, тем насыщеннее жизнь классного коллектива и лучше развиты дети. И это видно сразу! Где классный руководитель работает, а где просто отбывает номер. Возможно, что сделать кадровые перестановки сделать нереально. Из-за кадрового голода опять-таки, но популяризировать такой положительный опыт и рассказывать о таких руководителях однозначно надо.

Модель «Ученик – ученик» сегодня набирает обороты. Проект «Орлята России» тому пример. Мы сейчас активно внедряем данный проект и учащиеся 7-9 классов – главные наши помощники при работе с малышами. Но мы и ранее использовали это направление: старшеклассники проводили игры для младших товарищей на переменах, читали им книги, вожатский отряд постоянно помогает реализовывать летнюю оздоровительную кампанию.

Модель «Педагог-организатор/Советник по воспитанию – ученик». Важные составляющие при организации и проведении общешкольных мероприятий, работе Совета учащихся, ведении школьных социальных сетей и многое-многое другое. Практически вся внеаудиторная деятельность завязана на этой модели.

Модель «Руководитель – сотрудник»

Итоговая, и в то же время изначальная, модель системы наставничества в любом образовательном учреждении. Говорят, рыба гниет с головы, но можно сказать и иначе – растет, развивается и равняется на голову. Руководитель принимает на работу сотрудника, в дальнейшем способствует его развитию, сплачивает коллектив, взаимодействует с детьми. Директор должен быть образцом в системе наставничества, даже если он еще весьма молод…

Мы, уверен, лишь в начале пути. Впереди еще много проб и ошибок, но система наставничества в нашей школе будем предельно эффективна и полезна для всех участников учебно-воспитательного процесса.