Снеткова Ирина Александровна,
учитель английского языка
МБОУ «Гимназия № 1» г. Биробиджана
1. Пояснительная записка
1.1. Тематическое направление:
Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности; воспитание чувства любви и гордости по отношению к малой родине.
1.2. Тема воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора (актуальность):
Воспитательное мероприятие «Мазаль тов, Биробиджан!», посвященное 85-летнему юбилею родного города, было разработано в рамках патриотического воспитания молодого поколения.
Как известно, любовь к Родине начинается с любви к своей малой родине – к городу, посёлку, станице, где человек родился и вырос, где живут его семья, близкие и друзья. Без любви к малой родине невозможно испытать любовь и гордость за страну в целом.
1.3. Целевая аудитория воспитательного мероприятия (с указанием возраста/класса):
Методическая разработка ориентирована на учащихся 5-6 классов (11-12 лет).
1.4. Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность):
Патриотическое воспитание – одно из важных составляющих системы воспитательной работы классного руководителя. Воспитание патриотизма подразумевает уважительное отношение к культурному и историческому наследию малой Родины, выраженное чувством гордости за родной город и край, в стремлении посвящать свой труд, способности процветанию родного города и России в целом. Патриотическое воспитание достигается тогда, когда идеи патриотизма раскрываются перед умом и сердцем учащихся в ярких, эмоциональных образах, пробуждая в них чувства сопереживания, гордости, благодарности к предкам. Немало возможностей для этого имеется у классного руководителя в сотрудничестве с другими учителями-предметниками: тематические беседы, организация поисковой работы, организованные пешие экскурсии по городу с гидом (один из них Голубь Б.М. – ученый, кандидат географических наук), проведение литературных гостиных на уроках родной литературы, изучение краеведческого компонента на уроках географии и обществознания.
1.5. Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия:
Цель мероприятие – создание условий для развития чувства патриотизма, единения и осознание преемственности поколений через изучение истории развития родного города.
Задачи мероприятия – стимулировать познавательный интерес и расширить знания о родном городе; мотивировать взаимодействие учеников в процессе решения познавательных и воспитательных задач; развивать творческие способности учащихся посредством фотографии, художественного слова.
Планируемые результаты – формирование у учащихся знаний о своей малой Родине; развитие социально позитивного отношения (к Родине, истории, настоящему и будущему страны, народным традициям, выполнению своего гражданского долга).
1.6. Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора:
Мероприятие «Мазаль тов, Биробиджан!», посвященное 85-летнему юбилею родного города, проводится в форме группового внеклассного мероприятия с элементами краеведческой викторины, виртуальной экскурсии в прошлое и настоящее родного города, литературной гостиной. Все задействованные формы соответствуют младшему подростковому возрасту учащихся.
1.7. Педагогическая технология/методы/приемы, используемые для достижения планируемых результатов:
Для достижения планируемых результатов используются следующие технологии: технология сотрудничества, информационно-коммуникативная технология, технология рефлексивного самовоспитания.
1.8. Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия (кадровые, методические, материально-технические, информационные и др.):
Для организации и проведения данного воспитательного мероприятия необходим персональный компьютер (ноутбук) с выходом в интернет, проектор, экран, акустические колонки, свободное пространство (стена, стенд или доска) для организации фотовыставки с работами учащихся.
1.9. Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей:
Успешность гражданско-патриотического воспитания определяется педагогическим мастерством, гражданской позицией учителя, доверительными отношениями между всеми участниками классного коллектива.
2. Основная часть
2.1 Подготовка воспитательного мероприятия
1. Организовать среди учащихся поисковую работу по сбору материала об истории основания, заселения и развития родного города. Далее совместно с учителем провести анализ собранного материала с целью его дальнейшего использования во время мероприятия;
2. Совместно с группой учащихся подготовить презентацию к мероприятию;
3. Заранее предложить учащимся (возможно, совместно с родителями) подготовить «банк вопросов» для викторины, посвященной родному городу: его истории, культуре, почетным жителям, значимым датам, промышленности и т.д.;
4. Оформить фотовыставку «Мое любимое место в городе».
2.2 Сценарий мероприятия
Учитель: (демонстрация презентации)
Ребята, в 2022 году нашему городу Биробиджану исполняется 85 лет! Много это или мало? (звучат мнения учеников).
Если мы говорим о человеческом возрасте, то представляем себе человека преклонных лет, мудрого и много повидавшего в жизни. А вот если речь идёт о городе, то это совсем юный возраст. Для примера, в 2022 году Великому Новгороду исполняется 1163 года, Москве – 875, Санкт Петербургу – 319, Благовещенску – 166, Хабаровску – 164, а Владивостоку – 162. Таким образом, наш город сравнительно молод; он растёт и развивается.
Я уверена, что среди ваших прабабушек и прадедушек были те, кто стоял у истоков нашего города, те, кого называют «первостроителями Биробиджана». Как же всё начиналось?
Ученик 1: (демонстрация презентации)
28 марта 1928 года территория между реками Бира и Биджан была выделена для заселения трудящимися евреями. Решение советского правительства избрать это место для еврейского заселения определялось многими факторами и, в первую очередь, намерением укрепить границы советского Дальнего Востока ввиду близости Японии и возможного вторжения китайцев. На Дальний Восток, в надежде на новую счастливую жизнь, ехали люди со всей России и дальнего зарубежья. Центром его стала станция Тихонькая. Это была небольшая станция: 623 человека, в основном охотники, железнодорожники, старатели. Первый поезд с новоселами прибыл на станцию в мае 1928 года. На месте, где должен был появиться город, были озера, болота и топи.
Лежала тихо Тихонькая
Среди тайги вздыхая, —
Девять тысяч верст от Москвы
И сто верст от Китая.
Ученик 2: (демонстрация презентации)
И люди трудились не жалея сил. В 1937 году 2 марта рабочий поселок Тихонькая получил статус города. И дали ему имя Биробиджан – рожденный между двух рек. Также было принято решение об употреблении языка идиш в качестве официального языка, наравне с русским. Были основаны школы, в которых языком преподавания был идиш. Вывески на улицах, надписи на железнодорожных станциях были на русском языке и на идиш. Начали издаваться газеты и журналы на идиш. В 1934 г. был основан Еврейский государственный театр. В городе была открыта областная библиотека имени Шолом-Алейхема с большим числом изданий на идиш и книг по еврейской тематике. И сегодня, гуляя по городу, можно увидеть вывески на обоих языках – русском и идише.
Учитель: Ребята, многие из вас живут в Биробиджане с самого рождения. Предлагаю провести викторину и выяснить, насколько хорошо вы знаете историю и культуру родного города. (Учитель демонстрирует ученикам тематически оформленную коробочку, украшенную гербом г. Биробиджана, в которой находятся вопросы, подготовленные учениками совместно с их родителями. Ученик, подготовивший вопрос, выступает в роли эксперта и в случае затруднения дает правильный ответ.)
Возможные вопросы для викторины: (демонстрация презентации)
1) Кто из наших земляков повторил подвиг Александра Матросова, который во время Великой Отечественной войны своим телом закрыл вражескую огневую точку и тем самым обеспечил успех наступления? (Иосиф Романович Бумагин.24 апреля 1945 года в бою за польский город Бреслау пулеметный взвод лейтенанта Иосифа Бумагина под шквальным огнем двух пулеметов атаковал врага. Одну огневую точку Бумагин забросал гранатами, вторую закрыл своим телом.Имя нашего земляка носятмикрорайони улицаБиробиджана.)
2) Назовите Почётного гражданина Биробиджана, автора песни «Люблю тебя, Биробиджан» (Роальд Васильев.Родился в 1931 году. Окончил Хабаровское музыкальное училище по классу баяна, по распределению направлен в Биробиджан. Автор двух сюит и более 300 песен, романсов, баллад. Первый сборник Роальда Васильева вышел в свет в 1972 г. В него вошли ставшие популярными песни «Люблю тебя, Биробиджан», «Над тайгой заря занимается» и другие.)
3) В центре города было озеро. Его засыпали и в 1963 году возвели красивое здание. Что там находится сейчас? (городской Дворец Культуры)
4) Какую продукцию выпускают биробиджанские предприятия «Росток», «Бридер» и «Фома»? (обувь, колбасы, офисная мебель)
5) Сколько улиц сегодня в Биробиджане? (255, но это постоянно меняющаяся величина – город растёт, строится, меняет свой облик)
6) В каком году Биробиджан получил статус города? (в 1937 год)
7) Если в Москве 7 утра, то сколько времени в Биробиджане? (в Биробиджане 2 часа дня.Разница во времени с Москвой составляет +7 часов.)
8) Из какого материала было построено здание первого железнодорожного вокзала в Биробиджане? (Первый железнодорожный вокзал в Биробиджане был построен в 1930 г. Здание было деревянное, барачного типа. Маленький вокзал-«деревяшка» просто не справлялся с потоком пассажиров, в 1933 г. было принято решение о сооружении нового каменного вокзала. Старый вокзал находился с северной стороны от железнодорожных путей. Архитектор Х. Мейер в своём проекте предложил перенести его на южную сторону. Тем самым, связав вокзальную площадь и городскую магистраль, идущую от моста.)
9) До 1946 года эта улица именовалась Партизанской. О какой улице идет речь? (улица Шолом-Алейхема.Позже имя знаменитого еврейского писателя Шолом-Алейхема получили областная библиотека и единственный в области университет.)
10) Назовите основные элементы, представленные на гербе г. Биробиджана. (Учитель демонстрирует ученикам изображение герба города на коробочке с вопросами для викторины. Современный герб Биробиджана принят в 2004 году. На лазоревом щите поверх шести тонких серебряных столбов изображен зелёный холм (сопки), увенчанный тонким серебряным остриём (стилизованная менора). Внизу схематично изображены волны реки Бира, на берегах которой стоит город.)
Учитель: (демонстрация презентации)
Биробиджану посвящено немало стихотворений. Некоторые из них находятся на ваших столах. Но вот беда: некоторые строчки стихотворений опущены. Вставьте недостающие строки в стихотворения и прочтите, что у вас получилось. Удалось ли вам уловить идею автора, проникнуться его трепетным отношением к родному местечку? Следите за рифмой.
Составив правильно фрагменты стихотворений, ребята слушают весь текст стихотворения в исполнении чтецов. (смотри полные тексты стихотворений в приложении )
Разлив Биры раздвинул берега,
———————————————4 Здесь покорилась матушка-тайга ——————————————2 Рождаясь в звоне топоров и пил ——————————————1 Нас город крепкой дружбой наградил, ———————————————3 (Сарра Вехтер) Чтец 1 |
1. И поднимаясь из болот и марей,
2. Энергии и силе человечьей! 3. Будь русский ты, еврей или татарин. 4. Но стянуты мостом они навеки. |
Хочу, чтоб знали все, всем рассказать хочу:
……………………………………………….3 К вам, пахари, творцы, строители дорог, — ……………………………………………….4 Вот шел за годом год, и не забыть вовек: ……………………………………………….1 И вырос у Биры наш светлый, добрый дом, ……………………………………………….2 (Любовь Вассерман) Чтец 2 |
1. Болотам и тайге не сдался человек.
2. В котором мы с тобой счастливые живем. 3. Биробиджан – мой дом, душой к нему лечу. 4. Здесь прошлое мое, любви моей исток. |
Где на сопках синих
Солнышка с излишком, …………………………3 Тихонькая станция. Робкий огонечек. …………………………2 Зашумела станция, Поезда встречая, …………………………4 Все переселенцы Местностью довольны – ……………………………1 (Эммануил Казакевич) |
1. Сопками крутыми
И просторам вольным. 2. Но однажды маятный Выдался денечек: 3. Станция стояла – Маленькая слишком. 4. Из Орла и Жмеринки Умани и Гая. |
Чтец 3
Учитель: (демонстрация презентации)
А теперь мы с вами совершим прогулку по одной из самых тихих и уютных улиц нашего города – улице Ленина, да не одни, а в компании с рассеянным поэтом. Всё увиденное он изложил в стихах. Но вот досада: в конце каждого стиха он забыл написать последнее слово. Подберите правильное слово, но прежде, мысленно представьте эту улицу. Уверена, что это будет не трудно, так как вы путешествуете по этой улице почти каждый день по дороге в школу и назад домой.
— На купола ты кинешь взор: красив, величествен … (собор)
— Здесь чучела стоят зверей, взгляни на них – зайди в … (музей)
— В школу ты не ходишь летом, а в сентябре придёшь с … (букетом)
— Здесь не кафе, не магазины. Здесь Фрейд – еврейская … (община)
— Раввина скульптор изваял. Стоит, трубит он в свой … (шофар)
— Теперь пройдись ещё немного, с общиной рядом … (синагога)
— Вот за берёзками фасад. “Берёзка” – это детский … (сад)
— В бассейне плавают с пелёнок, он называется … (китёнок)
Учитель: Да, улица Ленина очень колоритна и многогранна. Только что мы с вами могли убедиться, как много важных культурных и исторических заведений расположено на ней. А прогулка вдоль кленовой аллеи в осенний период делает эту улочку особенно любимой как среди местных жителей, так и гостей города. А какое любимое место у вас в городе? (ученики по желаниюрассказывают о своих любимых местах в городе, обращая внимание одноклассников на фотографии, представленные на фотовыставке.)
Учитель: Много поэтов воспели наш город в своих замечательных стихотворениях, есть и песни, посвящённые Биробиджану. Одну их них сочинил композитор Роальд Васильев (почетный гражданин Биробиджана, заслуженный работник культуры РФ) на слова поэта Наума Ливанта.
Поём вместе песню: (ссылка на видео с песней «Я живу в Биробиджане» https://ok.ru/video/259593671160)
Люблю я вечером по городу бродить
С друзьями просто не о чём поговорить
С берёзкой белой покружиться до зари
И чтоб зажмурились от счастья фонари.
Припев:
Я живу в Биробиджане
По секрету между нами
Город нравится вполне – мне!
От вокзала и до сопки
На дорогах нету пробки
Пробка только на столе.
Над нами звёзды по особому горят
У нас по-прежнему на идиш говорят
А фаршированную рыбу каждый год
Употребляют в Рождество и на Суккот.
Припев
Биробиджанки даже очень хороши
С любой мадонну обнажённую пиши
Её увижу и себе скажу я “ША”
И всё ж пойду за нею улицею “Ш-А”
Припев
На рынке часто слышу я чужую речь
А как свою родную хочется сберечь
Чтоб добрый идиш в моём городе звучал
Чтоб кто уехал её помнил и скучал.
Припев
Учитель: (демонстрация презентации)
Ребята, я очень рада, что вы любите наш город. Именно вы будете участвовать в его дальнейшей судьбе. Кто-то из вас станет архитектором и будет проектировать новые здания, кто-то учителем и будет воспитывать будущих граждан нашего города, кто-то доктором … И даже если с течением времени вы будете жить в каком-то ином месте нашей необъятной страны, вас всегда будет тянуть в родной город – на свою малую родину. Малая родина – это навсегда… в памяти, в сердце, в душе…
Приложение
Разлив Биры раздвинул берега,
Но стянуты мостом они навечно,
Здесь покорилась матушка – тайга
Энергии и силе человечьей.
Рождаясь в звоне топоров и пил,
И поднимаясь из болот и марей,
Нас город крепкой дружбой наградил,
Будь русский ты, еврей или татарин.
Мы здесь живем единою семьей,
Одной большой Страны Советов дети.
И солнце, что у нас над головой,
Всех равно греет,
и всем равно светит.
(Сарра Вехтер)
Хочу, чтоб знали все, всем рассказать хочу:
Биробиджан – мой дом, душой к нему лечу.
К вам, пахари, творцы, строители дорог:
Не где-то – только здесь
Любви моей исток.
Я среди вас, друзья, трудилась и жила,
Писала по ночам, костры утрами жгла
И по ночам опять писала о тебе,
Мой город у Биры, единственный в судьбе!
Так шел за годом год, и не забыть вовек:
Болотам и тайге не сдался человек.
И вырос у Биры наш светлый добрый дом,
В котором мы с тобой, счастливые, живем!
Пусть юность пронеслась, как бирская вода,
Но город молодым остался навсегда.
И я хочу друзьям напомнить об одном:
Биробиджан – мой дом,
И песнь моя – о нем.
(Любовь Вассерман)
«Песенка о станции Тихонькая».
Где на сопках синих
Солнышка с излишком,
Станция стояла —
маленькая слишком.
Тихонькая станция,
робкий огонёчек
Но однажды маятный
выдался денёчек:
Зашумела станция,
поезда встречая
из Орла и Жмеринки,
Умани и Гая.
Все переселенцы
местностью довольны –
сопками крутыми
и простором вольным,
сочными лугами,
где лишь ветер бродит…
— Значит, остаёмся?
— Таки да, выходим!
— Эй, товарищ Мойше,
Вымолвите слово:
Кто там возле станции –
тигр или корова?
— Что же, тигр – неплохо,
Но корова лучше…
Тихонькая станция –
в будущее ключик.
Те, кто в эшелонах
шумных приезжают,
город свой построить
над Бирой мечтают, —
солнечный, как песня,
юный и прекрасный,
как улыбка светлый,
как удача, ясный!
(Эммануил Казакевич)