Виктория Александровна Паздникова,
учитель начальных классов
МБОУ «Лицей № 23 с этнокультурным (еврейским) компонентом»

 

Цель представление технологии «Кроссенс», обеспечивающей повышение учебной мотивации, ассоциативного мышления и эффективного формирования познавательной деятельности.

Задачи:

1) Познакомить педагогов с понятием «Кроссенс» и способами чтения.

2) Применить полученные знания на практике.

3) Вызвать интерес к использованию технологии «Кроссенс» на уроках.

Добрый день, уважаемые гости и члены жюри! Меня зовут Виктория Александровна. Я учитель начальных классов Лицея 23. Свой мастер-класс начну с отрывка из музыкального произведения Роба Дугана. На листе бумаги запишите слова, которые вызывает у вас музыка. Что вы записали? Каким термином объединить все записанные слова? Часто ли мы пользуемся ассоциативным мышлением в своей жизни? Приведите примеры.

Ассоциативное, как и другие виды мышления, развивать желательно с детства. Это отличная возможность научиться усваивать новую информацию, а также связывать ее с тем, что вы уже знаете.

На своих уроках второй год использую кроссенс-технологию. Я заметила, что учебный процесс стал интереснее для детей и увидела улучшения в сфере ассоциативного мышления и связанной речи.

С чем у вас ассоциируется слово «кроссенс»? (ответы)

Перед вами картинки. Что их связывает или каким одним словом они объединены? Общий корень «кросс» от английского слова – пересечение.

Кроссенс (в пер. с англ. пересечение смыслов) представляет собой цепочку ассоциаций, замкнутую в поле из девяти квадратиков.

Идея создания принадлежит нашим соотечественникам – Сергею Федину и Владимиру Бусленко. Их работа «Кроссенс – игра для эрудитов» впервые была опубликована в декабре 2002 года в журнале «Наука и жизнь».

Что значит пересечение смыслов? Например, какая связь между этими тремя картинками?

Поэтому приём кроссенс можно разделить на 2 уровня: простой (базовый), который ребенок должен сам объяснить и сложный (повышенный), который сводится к решению символического кроссенса. Картинка заменяется символом.

Как читать кроссенс? Есть три способа чтения кроссенса, но в каждом надо найти ассоциативные связи между изображениями и дать название кроссенсу. Учитель может составить кроссенс сам, а может предложить составить его детям, но это более сложная работа.

Первый способ самый простой и его используют на порах знакомства с данной технологией.

Как вы думаете, какой темой объединены эти картинки? В данном случае центральное изображение связано со всеми картинками, которые несут прямой смысл.

Во втором способе кроссенс нужно читать слева направо, двигаться только вперёд по часовой стрелке и заканчивать на центральном квадрате.

Вот что у нас получилось:

1 – «Улыбка» – результат хорошего настроения, с улыбки мы начали урок.

2 – Всем известно, что дружба начинается с улыбки (песня об этом звучала в мультфильме «Крошка Енот»).

3 – Енот – крошка и при разламывании хлеба, булок тоже бывают крошки.

6 – Крошки хлеба лучше не выбрасывать, а посыпать в кормушку, чтобы помочь птицам зимой.

9 – Помогла мальчику справиться с недугом и девочка Женя из сказки Валентина Катаева «Цветик – семицветик».

8 – Она отрывала лепестки и они летели, как может лететь воздушный шарик.

7 – Шарик – это предмет, но может быть кличкой собаки.

4 – собака – друг человека.

5 – у человека тоже есть друг.

Вероятно, на уроке речь пойдет о дружбе.

А можно читать кроссенс по периметру. В этом случае изображения расставлены таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько.

Попробуем?

1) Морские звёзды.

2) А. Джоли – звезда Голливуда. Можно здесь вспомнить её роль Лары Крофт, где она то в море, то в Африке ищет приключений – связь с соседними картинками.

3) Лев – есть такое созвездие.

4) А. Булдаков – звезда российского кино. Или в роли генерала Иволгина – у генерала на погонах звёзды. Наиболее известные его фильмы – «Особенности национальной охоты» и «Особенности национальной рыбалки» – снова получилась связь с соседними картинками.

5) Рыбы – опять же есть такое созвездие.

6) Ф. Киркоров – звезда российской эстрады. Ну, и «рыбка моя» тоже.

7) Скорпион – созвездие.

8) Кремлёвские башни – на верхушке звёзды.

9) Таким образом, наиболее полным и правильным ответом на данный кроссенс будет – «Звёзды и созвездия».

Кроссенс может иметь несколько правильных вариантов ответа, не нужно устанавливать единственную заложенную педагогом связь, важно находить любую из возможных. В этом и прелесть, научить детей мыслить, порой нестандартно.

Итак, принцип разгадывания кроссенса стал вам понятен, предлагаю вашему вниманию алгоритм его создания.

1) Определение тематики, общей идеи.

2) Выделение 8-9 элементов, имеющих отношение к теме, идее.

3) Нахождение связи между элементами, определение последовательности.

4) Концентрация смысла в одном элементе (центр).

5) Поиск и подбор изображений, иллюстрирующих элементы.

6) Замена прямых образов символическими (более сложный кроссенс – второго уровня).

Чтобы проще было создать кроссенс, удобно сначала каждый квадрат заполнить словом или словосочетанием по выбранной теме, а затем заменить его ассоциативной картинкой.

Практическая часть

Уважаемые коллеги, прошу выполнить задание, которое у вас на столах, применяя технологию кроссенс. На выполнение 3 минуты.

Демонстрация задания на экране.

Как вы думаете, на каких этапах урока можно использовать эту технологию?

Эти этапы отображены на слайде, обратите внимание на последний пункт:

— на стадии определения темы занятия,

— для определения и постановки проблемы,

— для закрепления материала,

— как способ организации групповой работы на повторительно-обобщающем уроке,

— как творческое домашнее задание и т. д.

Несмотря на небольшой период применения, могу утверждать, что метод эффективен при повторении, закреплении, определении темы. Интересен в групповой работе. Всем хочется высказаться. Никого не оставляет равнодушным.

Кроссенс – это технология, позволяющая на практике создать условия для самостоятельного творческого поиска; повышающая инициативность, креативность; развивающая ассоциативное мышление, воображение; способствует формированию информационной, познавательной и коммуникативной деятельности. Кроссенс может быть использован учителями, преподающими любой предмет.

Уважаемые коллеги, надеюсь, мастер-класс для вас был полезен, и вы сможете применить данную технологию на своих уроках.

Благодарю вас за внимание и активность!

Самоанализ мастер-класса

Целью моего мастер-класса было дать представление о технологии «Кроссенс», обеспечивающей повышение учебной мотивации, ассоциативного мышления и эффективного формирования познавательной деятельности.

Для успешной реализации данной цели я запланировала следующие задачи:

1) Познакомить педагогов с понятием «Кроссенс» и способами чтения.

2) Применить полученные знания на практике.

3) Вызвать интерес к использованию технологии «Кроссенс» на уроках.

Мастер-класс был проведён в форме живого общения.

Во вступительной части сыграла на синтезаторе отрывок из музыкального произведения, чтобы вывести участников на термин ассоциация и ассоциативное мышление. Что позволило обозначить тему мастер-класса.

В основной части была продемонстрирована теоретическая часть данной технологии обучения: понятие, уровни сложности, способы чтения. Участвуя в предложенных мною заданиях, педагоги развивали у себя нестандартное, гибкое мышление, умения видеть ассоциативные закономерности происходящих явлений и событий.

Во время практической работы педагоги выполняли задания, применяя второй способ чтения, так как выстраивать ассоциативные цепочки по данному способу чаще используется на уроках. Педагоги выражали неподдельный интерес к происходящему.

Использовала мультимедийную презентацию.

Для реализации каждой задачи мной были подобраны задания разного уровня сложности и предметной направленности.

Педагоги были активны и эмоциональны, а значит, мне удалось заинтересовать их.

Вывод: Все поставленные задачи были реализованы, тема мастер-класса дала возможность педагогам узнать новое и нестандартно размышлять. Психологическая атмосфера была доброжелательной, мне с педагогами было легко общаться. Практическая часть прошла на позитиве. Результатом я довольна.