Светлана Сергеевна Мишенкова, учитель истории
МКОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Ленинское»
Мастер-класс для учителей «Применение технологии сторителлинга
и цифрового сторителлингана уроках истории»
Данная методическая разработка посвящена применению технологии сторителлинга и цифрового сторителлинга на уроках истории с целью формирования творческого подхода к решению учебно-практических задач. Данная технология актуальна не только для уроков истории. В любых дисциплинах есть место данному методу работы с детьми.
Разработка призвана помочь преподавателям применять различные формы урока и эффективно применять данный метод на любых общеобразовательных дисциплинах.
Модернизация образования, базирующаяся на новых информационных технологиях, предполагает формирование новых моделей учебной деятельности, использующих информационные и телекоммуникационные средства обучения, согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта.
Важно сформировать у учащихся умение работать в команде, коллективе и брать на себя ответственность. Для этого необходимо учить обучающихся отбирать и анализировать материалы из различных источников исторической информации; различать факты и точки зрения, выявлять ошибки; понимать, что выводы могут быть подвергнуты переоценке в свете новых фактов и толкований.
В своей практике веду активный поиск путей, стимулирующих самостоятельность учащихся в условиях оптимизации всего учебного процесса. Одной из приоритетных технологий по усвоению материала считаю технологию сторителлинга.
Сторителлинг – (от англ. Storytelling) «раcсказывание историй».
История – это устное или письменное описание действительных или выдуманных событий, которые выстроены с помощью сюжета.
Сейчас в различные сферы деятельности (бизнес, рекламу, а также в образование) стал активно внедряться когда-то хорошо забытый, но издавна проверенный метод «рассказывание историй», теперь это новомодное понятие «сторителлинг» (англ. «storytelling»: story – миф, история и telling – ритуал, представление).
Материалом истории являются события. Общие слова могут быть лишь связующим цементом, но не содержанием. Рассказ, состоящий лишь из общих слов, – это цементная каша. Поиск фактов, событий, примеров – самое сложное, но и самое интересное занятие.
Сторителлинг универсален для урочной деятельности и отвечает нормам и требованиям качественного образования:
─ доступность,
─ логическая последовательность,
─ рациональное использование времени на вопросы темы,
─ проблемность,
─ практическая направленность,
─ наглядность,
─ разнообразие приемов и методов,
─ активная работа и «обратная связь»,
─ культура речи педагога,
─ связь с жизнью и с другими учебными дисциплинами.
Использование техники сторителлинга позволяет:
─ дать навыки и приемы работы с различными историческими материалами;
─ создать ситуацию успеха.
В своей работе я формирую и развиваю познавательный интерес к изучению истории на основе устойчивой положительной мотивации. При проведении учебных занятий я использую личный опыт, технологию сторителлинга.
Структура сторителлинга:
1. Вступление.
2. Развитие события.
3. Заключение.
Также я активно применяю на уроках технологию «цифровой сторителлинг».
Подобрать подход к нынешнему поколению школьников становится все сложнее, но (!) – не будем забывать о тех самых современных технологиях. Цифровой сторителлинг сейчас активно набирает обороты в образовательной сфере.
Примеры тем учебных цифровых рассказов для разных предметов:
- виртуальная экскурсия;
- социальная реклама, посвященная теме урока;
- симуляция интервью с исторической личностью;
- рассказ о местных достопримечательностях, обычаях и др.
В социальных сетях мной создаются страницы от лица исторических деятелей. Учащиеся активно участвуют в наполнении страницы материалами, фактами из биографии деятелей, комментировании. (На слайдах вы видите скрины страниц из Вконтакте)
Сейчас я продемонстрирую вам, как работают эти две технологии. Поиграем в игру «интервью». Мы с вами делимся на 2 группы.
1 группа (те, кто хорошо помнит период 1977-1985 гг.), 2 группа (те, кто эту эпоху не застал).
1 группа – респонденты, 2 корреспонденты (журналисты).
Задача журналистов – выяснить как можно больше об этой эпохе от лиц, живших там и из исторических источников.
Задача 1 группы – оценить работу 2 группы и сделать выводы о том, верно ли они смогли сформировать свои представления об этой эпохе.
Журналистам выдаются заготовки (выдержки из исторических источников – воспоминания современников об этой эпохе).
1. «В обществе была какая-то затхлость, было ощущение, что стране нужен свежий ветер. Происходило это потому, что у власти находилась команда людей старых, ориентированных на курс «дожить», – отмечает публицист Татьяна Воеводина.
2. «Существовал трудовой кодекс, который всегда соблюдался. При театрах были профсоюзы, которые стояли на страже интересов актеров и обслуживающего персонала. В отпуск предоставляли путевки с большой скидкой, отдохнуть можно было всей семьей», – вспоминает актер, заслуженный артист России Александр Вдовин. Пионерские лагеря и дома культуры, санатории и поликлиники – все это оплачивалось из профсоюзных взносов, помогали и государство, и предприятия. Советские граждане настолько привыкли к этой опеке, что принимали ее как должное. По словам Александра Вдовина, социально люди были защищены, ведь маленькие зарплаты компенсировались низкими ценами на жилье, коммунальные услуги и детские сады.
3. «Коммерческих кружков, секций и спортивных организаций в то время не было. Спорт был, как и все подобное в Советском Союзе, бесплатным. Как медицина, детские лагеря, кружки пионеров», – отмечает футболист и телеведущий Руслан Нигматуллин.
4. «Героем миллионов был Владимир Высоцкий – его песни, как принято говорить сейчас, звучали из каждого чайника. Радио было не очень популярно, так что его популярность была не современной раскруткой, а реальным героем миллионов», – делится Руслан Нигматуллин.
5. И пусть некоторые страны, в том числе США, Великобритания и ФРГ бойкотировали эти Игры (говорится об Олимпийских играх), грандиозный праздник спорта состоялся. Жителям советской столицы все казалось в диковинку: на улицах – иностранные лица, на прилавках магазинов – импортные продукты.
6. В попытке преодолеть нехватку продуктов власти объявили в 1982 году Продовольственную программу под лозунгом: «Сытая жизнь для всех». Как и многие другие громкие кампании застоя, продовольственная программа провалилась.
Примерные вопросы респондентам:
1. Какое воспоминание из жизни страны является самым ярким?
2. Какие настроения в обществе тогда существовали?
3. Какие плюсы жизни в 1980-х годах вы видите сейчас?
4. Какие можете отметить минусы?
На доске представлен макет для заполнения «Плюсы и минусы эпохи 80-х годов».
Примерный результат
+ |
— |
Трудовая занятость
Бесплатная медицина Доступное жилье Профсоюзы Путевки в лагеря и санатории Развитие науки и техники Хорошее образование Уверенность в завтрашнем дне |
Проблемы с выездом за границу
Цензура Дефицит продуктов СССР вмешивалось в личную жизнь граждан Распределение по рабочим местам |
Размещаем результаты работы на доске. Анализируем. Респонденты оценивают достоверность сведений.
Итог работы – фотографии размещаются в паблике ВК, посвященному Брежневу.