Никита Сергеевич Стекольщиков, учитель начальных классов
МБОУ
«Гимназия № 1» г. Биробиджана

Конспект урока «Улицы города»

Предмет: Окружающий мир.

УМК: Планета знаний.

Класс: 3.

Тип урока: Открытие новых знаний.

Тема урока: Улицы города.

Цель урока: Знакомство обучающихся с историей происхождения улиц, домов, сравнение улиц и домов г. Биробиджана в различные временные рамки.

Задачи урока:

Образовательные:

  • сформировать у обучающихся понятие «Улицы города» в процессе работы над темой урока;
  • познакомить учащихся с историей создания улиц посредством организации беседы по содержанию урока;
  • сравнить улицы прошлого с улицами современными;
  • рассмотреть историю формирования улиц в г. Биробиджане при организации работы по теме урока;
  • рассмотреть дома г. Биробиджана: сравнение современных домов с домами прошлого.

Воспитательные:

  • воспитывать стремление к познанию нового, продуктивной совместной работе;
  • воспитывать чувство гордости за свое Отечество, народ, Родину при работе по теме урока;
  • воспитывать интерес к предмету через создание проблемной ситуации на уроке;
  • воспитывать самостоятельность в работе с учебником и другими учебными принадлежностями.

Развивающие:

  • развивать умение использовать текст в целях получения новых знаний и проверки истинности собственных предположений;
  • развивать внимание, память, мышление посредством выполнения различных видов упражнений;
  • умение сравнивать, анализировать, наблюдать, выдвинуть гипотезу и аргументировать её;
  • развивать речь через диалоговую форму и ответы на вопросы.

Планируемые результаты:

Предметные умения:

  • уметь употреблять в речи понятие «Улицы города»;
  • познакомиться с историей создания улиц;
  • сравнить улицы прошлого с улицами современного города;
  • рассмотреть историю формирования улиц в г. Биробиджане;
  • систематизировать представления об домах прошлого с домами нынешних лет;
  • рассмотреть дома г. Биробиджана: сравнение современных домов с домами прошлым столетий.

Метапредметные:

Личностные УУД:

1. Умение объяснять происхождение названия улиц, сравнивать улицы прошлых лет с нынешним годом.

2. В предложенных ситуациях научить осознавать различия между городом и селом, улицей и домом.

Регулятивные УУД:

1. Развитие умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивание учебных действий в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД:

1. Развитие умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Обобщение и классификация по признакам.

Коммуникативные УУД:

1. Развитие умения слушать и понимать других.

2. Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение работать в паре.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, самостоятельная работа.

Основные термины, понятия: улица, лаги, дом, переулок, проспект, площадь, изба.

Ресурсы: компьютер, интерактивный комплекс, презентация, раздаточный материал, учебники, тетради на печатной основе.

План урока:

  • Самоопределение к деятельности.
  • Актуализация знаний.
  • Определение темы, целеполагание.
  • Открытие новых знаний.
  • Физкультминутка.
  • Работа по теме урока.
  • Обобщение и систематизация знаний.
  • Подведение итогов урока.
  • Рефлексия деятельности.

Ход урока:

1 этап – Самоопределение к деятельности (1 мин.)

Добрый день, ребята! Меня зовут Стекольщиков Никита Сергеевич и сегодня я у вас проведу урок окружающего мира. А это значит, что мы с вами отправляемся открывать удивительные тайны прошлого и настоящего.

А чтобы лучше их было открывать, какими вам необходимо быть на уроке? (внимательными, старательными, активными и т.д.)

Совершенно верно! Я думаю, что сегодняшний урок принесёт нам только положительные эмоции. Успехов вам и удачи!

2 этап – Актуализация знаний (3 мин.)

Какие темы вами пройдены на прошлых уроках? (города и сёла, Кремль – центр города)

Совершенно верно. Предлагаю вам освежить эти знания. (фронтальная работа, на слайдах вопросы с выбором ответа и изображения)

1. Кто жил в селах и деревнях?

А) Купцы;

Б) Дворяне;

В) Крестьяне.

2. Как в старину называли «огороженное, укрепленное место»

А) Село;

Б) Город;

В) Кремль.

3. Основные жители города – это…

А) Купцы, ремесленники, дружинники;

Б) Купцы, бояре, зодчие;

В) Крестьяне, ремесленники, дружинники.

4. Кремль – это…

А) Укрепленный центр города;

Б) Главный городской собор;

В) Деревянная стена.

5. Самое оживленное место в городе?

А) Ярмарка;

Б) Посад;

В) Торг.

6. Первые укрепления городов – …

А) Ров и земляные валы;

Б) Кирпичные стены и земляные валы;

В) Деревянные стены и земляные валы.

7. Главная площадь Московского Кремля – …

А) Псковская;

Б) Успенская;

В) Соборная.

8. Через сколько башен можно было войти в Московский Кремль?

А) 6;

Б) 22;

В) 9.

9. Назовите длину Кремлевской стены?

А) 2235 м

Б) 2565 м

В) 1600 м

Ну что же, мы справились, вы все большие молодцы.

3 этап – Определение темы, целеполагание (3 мин.)

Сейчас я вам предлагаю посмотреть вам небольшое видео, чтобы мы могли определить тему сегодняшнего урока. Будьте внимательны, важна как музыка, так и показанные изображения. (ребята смотрят под песню Антонова ролик с изображением улиц города Биробиджана)

О чем был этот видеоролик? (при необходимости задать наводящие вопросы: какой город увидели? как догадались?)

А что для нас с вами значит этот город? (Родина, малая родина, отечество и т. д.)

Как вы думаете, что же мы с вами будем сегодня изучать на уроке? (о нашем городе, г. Биробиджане, об улицах нашего города; если слово улицы так и не прозвучало – задать наводящие вопросы – о чем пелось в песне?)

Тема нашего урока: Улицы города Биробиджана.

Какие учебные задачи будут на нашем уроке? Что конкретно мы должны узнать?

Узнать: что такое улицы и какие они бывают; историю улиц нашего города; откуда берутся названия улиц; сравнить улицы прошлого с улицами нынешнего города. (при необходимости задать наводящие вопросы: как называются улицы, на которых живут дети, все ли улицы одинаковые и т. д.)

4 этап – Открытие новых знаний (12 мин.)

Чтобы выполнить нашу первую учебную задачу, давайте совершим путешествие по улицам города. Итак, первая наша остановка «Назад в прошлое» . Как вы думаете, о чем она нам сможет рассказать, что узнаем здесь? (она сможет нам рассказать об истории города, улиц, домов и страны в целом)

Ребята, мы с вами все говорим об улицах, а что же такое улица? (высказывают свои предположения)

Улица – это пространство между двумя рядами домов для проезда и прохода.

Но почему же возникли улицы? (предположения)

Люди не могли строить дома только в одном месте, это тесно. Действительно, если наши предки находили пригодное место для жилья, то сначала его подготавливали для застройки, а потом лишь решали, кто где будет строиться и жить.

Ребята, подумайте, как выглядели улицы примерно в 11 веке?

Были ли на улицах дороги?

Верно, дороги были грунтовые. А что из себя представляют грунтовые дороги? (дороги из грунта и природного материала)

Но как же людям проезжать по таким дорогам в непогоду? Каков был выход людей из данной ситуации? (предположения)

Действительно, они стали делать деревянные мостовые из длинных бревен. Это было прочное покрытие, которое служило много лет.

Как вы думаете, как их делали? Технология была проста большие бревна (лаги) укладывали на дорогу и поверх накатывали бревна.

А почему они назывались именно «мостовыми». От какого слова образовано? (мостили улицы, от слова мостить)

А в каких населенных пунктах были мостовые? Почему? (города, затратно)

А что же было с дорогами в деревне? (грязь и грунт)

А как вы думаете, на всех ли улицах были деревянные мостовые? Почему? (дорого)

Верно, ребята, каменные мостовые появились еще позже.

Ребята, а как вы думаете, остались ли ещё каменные мостовые в городах? (пример – Красная Площадь)

Ребята, а что представляют дороги улиц сейчас? (асфальт и плитка, брусчатка)

Первые дороги в Москве были заасфальтированы в 1880 году.

Чем занимались люди в городах и селах? (скотоводство и т. д.)

Как вы это поняли? (увидели на изображении животных)

Кого ещё можно было увидеть на улице?

Верно, ребята, первоначально между улицами были огромные пустыри, на которых пасли скот и сеяли хлеб. Возле домов были огороды, по улицам гуляли гуси.

На ночь улицы закрывались. Ребята, как это – улицы закрывались? (предположения)

Верно, в конце каждой улицы ставили решетки с воротами из крепких бревен.

А знаете, ребята, что самая узкая улица в мире находится в Германии, в городе Ротлинген. Ширина ее в самом узком месте всего 31 см, а в самом широком – не более 50 см. Улица занесена в книгу рекордов Гиннеса. А самая широкая улица находится в Аргентине. Ширина составляет 140 м.

Ребята, как вы думаете, все ли свободные пространства между домами в городах называют улицами? (предположения)

Хорошо. Сейчас мы с вами постараемся ответить на этот вопрос. Вы будете работать в парах. У вас на столах лежат белые листы-карточки. В первом столбце даны определения, а во втором – изображения с надписью. Вы должны соединить каждое определение с нужным изображением. А чтобы сделать это правильно, вы должны внимательно прочитать каждое предложение. (дети выполняют задание, затем читают вслух определения, какие виды улиц ещё бывают в городах, на слайдах нужные изображения)

Проспект – прямая, широкая, большая улица в городе.

Переулок – это поперечная улица. Первые переулки были короткими и узкими, служили для связи улиц. Сейчас переулки шире иных улиц.

Тупик – это улица, упирающаяся в какое-нибудь строение, не имеющая сквозного проезда или прохода.

Площадь – незастроенное большое и ровное место, от которого обычно расходятся в разные стороны улицы.

Бульвар – широкая аллея на городской улице.

Скажите, а есть ли у нас в городе что-то из перечисленного вами? (ответы ребят)

Итак, так что же мы с вами узнали об улицах? (ребята подводят итоги)

Молодцы! И мы с вами можем смело отправляться дальше. И следующая наша остановка «Имя улицы». Ребята, что является именем улицы? И для чего каждой улице нужно своё название?

Ребята, вот вы все живете на разных улицах нашего города, г. Биробиджана. Назовите улицы, на которых вы живете. (перечисляют названия улиц)

В чем их взаимосвязь, чему посвящены названия?

Названия улиц могут рассказать нам многое. Названия улиц можно распределить по группам.

Сейчас вы продолжите работать в парах. На ваших желтых листочках есть список с названиями улиц. Жирным шрифтом выделено название группы, к которой необходимо отнести соответствующие улицы, эти улицы отмечаем кружочком. (4 группы: Профессии и ремесла, герои войны, поэты и писатели, природа)

Итак, ребята, закончили выполнять задание. Откуда же в городах такие названия улиц? (отвечают по каждой группе названий)

А какие из названий улиц есть и у нас в городе?

5 этап – Физминутка (1 мин.)

Раз, два, три, четыре, пять –

Все умеем мы считать.

Раз! Подняться потянуться.

Три! В ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – за парту тихо сесть.

6 этап – Работа по теме урока (8 мин.)

А сейчас, ребята, я предлагаю отправиться на следующую нашу остановку «Улицы нашего города». Мы с вами уже частично назвали некоторые улицы, на которых вы живете. Но в нашем городе очень много разных улиц, в том числе и таких, которые носят названия в честь известных людей. Я предлагаю вашему вниманию викторину «Я знаю мой город». Но прежде, чем вы будете в ней участвовать, я предлагаю вам изучить информацию о тех известных людях, в честь которых и названы различные улицы нашего города. На ваших столах карточки. Пожалуйста, прочитайте сейчас самостоятельно представленную на них информацию. (дети читают, после этого приступаем к викторине)

Итак, теперь на экране будут появляться фотографии улиц нашего города. Ваша задача – угадать, что это за улица, а затем рассказать, что вы узнали об этой улице. Можно подглядывать в вашу карточку.

Ну то же, вы все большие молодцы, мы угадали все улицы и узнали о них много всего интересного.

Ребята, а что еще нам может рассказать о городе, о его жителях? (дома, здания, строения)

Совершенно верно, ребята, следующая наша остановка «Дома на улицах города» . Откройте 78 страницу учебника.

Ребята, подумайте, из какого материала строили дома на Руси? А почему именно из дерева, а не из камня? А как в старину называли дом (синоним)?

Молодцы, ребята!

А все ли деревянные дома были одинаковы в то время? (нет, потому что население делилось на слои: купцы, крестьяне)

Рассмотрите иллюстрации в учебнике. Назовите отличия дома купца от дома ремесленника? (дом купца окружал забор, так как в старину купцы не выходили из дома, только по выходным в церковь; к ремесленнику же постоянно ходило много народу делать заказы, его дом чаще всего одноэтажным, простым с виду и без забора)

Ребята, а кто еще кроме купцов и ремесленников жил в городе? Как назывались их дома? В вашем представлении особняк, это какой дом? Если дома купцов отделялись воротами, то дома знатных горожан, чем отделялись от улицы? (Знатные и богатые горожане. Особняки. Огромный и красивый дом. Целыми парками)

Что мы видим на иллюстрации крестьянского дома? Что видим в купеческом доме?

Ребята, сейчас мы с вами говорили об очень старинных домах. Как вы думаете, в нашем городе есть здания или дома, которые очень сильно выделяются на фоне современных зданий?

Давайте рассмотрим примеры таких зданий, некоторые из которых можно назвать и достопримечательностями нашего города.

А как вы думаете, почему некоторые старые дома сохраняют и берегут? (высказывания ребят)

Итак, что же мы узнали о домах на улицах города?

7 этап – Обобщение и систематизация знаний (3 мин.)

А теперь откройте свои рабочие тетради на стр. 25 и выполните задание под № 56 самостоятельно. (самостоятельно выполняют работу)

Итак, прочитайте названия улиц, которые у вас получились.

Молодцы ребята, а теперь откройте стр. 26 и найдите задание № 58. Прочитайте задание вслух. Найдите 5 отличий. (На крыше разные цветы, на крыше петух, разные деревья, окна и узоры)

8 этап – Подведение итогов урока (2 мин.)

Итак, ребята, какова же была тема нашего урока?

Все ли учебные задачи мы с вами выполнили на уроке?

Что же такое улица? Площадь?

Откуда берутся названия улиц?

Что ещё, кроме улиц, помогает нам узнать историю города?

Молодцы!

9 этап – Рефлексия деятельности (2 мин.)

Ребята, у вас на столах осталась последняя, самая интересная карточка – кусочек карты нашего города. На каждой парте своя, уникальная часть. На каждом кусочке нарисованы 2 дерева. Если вам все было понятно на уроке, особых трудностей не возникло – закрасьте дерево в зеленый цвет. Если вам что-то было непонятно, остались сомнения, возникали трудности – закрасьте своё дерево в желтый цвет. Если вам было многое непонятно, было много трудностей, и вы чувствуете, что тему не усвоили – закрасьте своё дерево в красный цвет.

Теперь, по рядам, подойдите к столу и прилейте свой кусочек карты на нужное место. Чтобы не ошибиться, проверьте цифру на своём кусочке, она должна совпадать с цифрой на карте.

Кажется, одного кусочка не хватает. Всё правильно, у меня тоже есть часть карты. Мне очень понравилось с вами сегодня работать, поэтому я закрасил своё дерево в зеленый цвет. Вы все большие молодцы, спасибо за такой замечательный урок!