Савченко Светлана Викторовна,
преподаватель ОГПОБУ «Политехнический техникум»

В 2023 году исполняется 200 лет со дня рождения Константина Дмитриевича Ушинского. Он внес большой вклад в развитие педагогики, как науки, оставив теоретическое наследие для всех педагогов последующих поколений. А так же является основоположником российской педагогической науки и практики педагогического наставничества.

Константин Дмитриевич родился в городе Тула в феврале 1823 года, в дворянской семье, получил хорошее воспитание от родителей. К сожалению, он рано лишился матери, именно по этой причине у него возникли основные идеи, связанные с семейными ценностями. В Московском университете Константин получил блестящее образование, закончив юридический факультет (1840-1844 г.г.). Преподавал в Демидовском юридическом лицее, затем был учителем русской словесности в Тайчинском сиротском приюте. В это время начал публиковать статьи в издании «Журнал для воспитания», что привлекло внимание императрицы Марии Александровны. Благодаря ее протекции в 35 лет он начал работу в Смольном институте благородных девиц в должности инспектора классов (завуч по учебной части, главный по содержанию и методике обучения). Везде внедрял свои реформаторские мысли. В период командировки за границу описывал опыт передовых европейских школ. К педагогической практике он больше не вернулся. Свои силы, знания и опыт стал вкладывать в общественную деятельность и написание учебников, руководств и литературы для детей. Основным фундаментальным трудом стал двухтомник «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии».

Имя Константина Дмитриевича Ушинского (1823-1870 гг.) занимает особое место в истории отечественной педагогики. Знаменитый педагог построил педагогическую систему, изучив и переработав труды современников в этой области не только отечественной, но и зарубежной педагогической науки и практики. На протяжении всей профессиональной карьеры занимался разработкой эффективных методов и подходов к обучению молодого поколения. Во многом именно он стал основоположником российской педагогики в ее лучшем смысле.

«Педагогика – не наука, а искусство, самое обширное и сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств», – писал Ушинский. – Педагогика есть наука о воспитании человека, предметом её исследования являются процессы воспитания и формирования человека». В трудах Ушинского впервые ярко зазвучала тема необходимости овладения родителями основами педагогических знаний. Он утверждал, что родители должны изучать педагогическую литературу, сознательно подходить к процессу воспитания, к выбору воспитателя и учителя для ребёнка, определению жизненного пути для своих детей. Особое внимание в своих трудах он уделял семейному воспитанию, роли матери и отца в этом важном процессе.

Педагогические идеи семейного воспитания в трудах К.Д. Ушинского

Воспитательной деятельности Ушинский придавал общественное значение. Именно поэтому воспитание детей так важно в любое время и в любом поколении людей. Он отмечал: «Воспитание не только должно развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жажду серьёзного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой». Целью воспитания, считал он, должно быть воспитание нравственного человека, полезного члена общества. Нынешняя молодёжь и дети определяют будущее общества, и то, кем станут эти дети, зависит от семьи. Отсутствие надлежащего воспитания – вот главная причина болезней, страданий и преступлений, которые являются проклятием для человечества. Если бы все родители осознавали бы всю ответственность, возложенную на них, о, какие перемены произошли бы в мире!

Нравственное воспитание занимает главное место в педагогике Ушинского, оно, по его мнению, должно быть неразрывно связано с умственным и трудовым воспитанием детей. «Само воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни, – писал Ушинский. – Самое лучшее наследство, которое родители могут оставить своим детям, – это познание полезного труда и жизненный пример, отмеченный бескорыстием и щедростью».

Исключительно важную роль в семейном воспитании Ушинский отводил матери: «Не в умственных способностях женщины, но в характере её природы скрыты богатые средства для воспитания детей. Сосредоточенность внимания, точность, терпение, настойчивость, любовь к порядку, нежность, манеры, вкус и, наконец, врождённая любовь к детям, – все это такие качества, которые встречаются скорее в женщине, нежели в мужчине».

Всем матерям нужно помнить, что судьбы их детей в значительной мере зависят от них самих. Пусть каждая мать поймёт, что её мгновения бесценны. Если матери пренебрегают своим долгом, жизнь её детей находится в опасности. Причина многих неудач и преступлений людей – невежество и нерадивость тех, чьим долгом было направлять стопы детей на правильный путь. Многие гении и успешные люди в этом мире обязаны влиянию их принципиальных и верных своему долгу матерей. Дети подобны прекрасным цветам в саду, поэтому нельзя позволять, чтобы в таком саду росли всякого рода сорняки, заглушая рост лучших культурных растений. Нельзя позволять, чтобы дети жили легкомысленной жизнью, чтобы они поступали, как им вздумается. Надо научиться ограничивать развитие дурных наклонностей характера. Влияние матери – непрекращающееся влияние, и если оно всегда верно, то характеры её детей будут свидетельствовать об её убеждённости и моральном достоинстве. Детей нужно наставлять с добротой и терпением. Улыбка матери и её одобрение могут стать вдохновляющей силой. Она может наполнить светом сердце своего ребёнка, благодаря слову любви и ободряющей улыбке, поддержке в нужный момент, когда ребёнок в ней нуждается.

Благородный гармоничный характер не появляется сам собой. Он развивается с малых лет под чутким руководством родителей. «Сила характера, независимо от его содержания, – сокровище ничем не заменимое. Она черпается единственно из природных источников души, и воспитание должно более всего беречь эту силу, как основание всякого человеческого достоинства»,- писал Ушинский в своих трудах. Родителям нужно наставлять и учить детей с раннего возраста, приучать к труду, развивать природные дарования. Роль матери в этом процессе очень важна. Она будет ревностно стараться показать своим детям высочайший идеал в собственном характере, используя лучшие методы воспитания. Ревностно, терпеливо, смело она будет стараться усовершенствовать свои способности, чтобы правильно использовать высочайшие силы ума для воспитания детей. Мать должна быть мудрой, нежной, любящей учительницей и воспитательницей своих детей. Этот ежедневный труд во благо своих детей непременно принесет добрый урожай. Труд матери – самый важный на Земле. Под чутким руководством доброй и одновременно твёрдой в своих принципах матери растут будущие учёные, лётчики и космонавты, учителя и врачи, защитники Родины, доблестные воины, преданные своему долгу.

Ушинский считал, что, прежде всего, родители должны создать вокруг своих детей атмосферу радости, вежливости и любви: «Родители, пусть свет любви, радости и покоя наполняет ваши сердца, и пусть это чудесное влияние распространяется по всему дому. Проявляйте доброту, терпение и поощряйте это в своих детях, совершенствуя все те добродетели, которые украшают семейную жизнь. Такая атмосфера будет для детей тем же, чем является воздух и свет для растительного мира, способствуя здоровью ума и тела. Если даже в мире природы животные и птицы заботятся о своих детёнышах, тем более родители должны неустанно делать всё, от них зависящее для благополучия и радости собственных детей.

Очень большую роль в развитии и воспитании личности ребёнка играет личный пример матери и отца, их жизнь и поведение. С самых ранних лет дети, не задумываясь, копируют поведение, в первую очередь, своих родителей. Живя последовательной жизнью и проявляя самообладание, родители могут созидать характеры своих детей. «В воспитании очень важна личность воспитателя», – писал Константин Дмитриевич. Если родители не сдерживают своих обещаний, данных ребёнку, разочаровывая его, то постепенно уходит доверие из такой семьи. Такое поведение родителей принесет горький плод и окажет плохое влияние на детей. Ушинский писал: «Никогда не обещайте ребёнку того, чего нельзя выполнить, никогда не обманывайте его!» Родителям нужно относиться серьёзно к процессу воспитания, взвешивая каждое слово. Нельзя произносить необдуманные слова, нужно избегать резких, грубых слов, ранящих нежную душу ребенка. Нравственные и духовные ценности очень важны для воспитания личности ребёнка. Совместное влияние авторитета и любви сделает возможным удерживать твёрдо, но нежно бразды семейного правления.

Наиболее эффективное семейное правление поддерживается без грубого слова и взгляда. Нужно сдерживать слова, которые пугают, порождают страх и губят в душах любовь. Грубые слова ожесточают характер и ранят сердца детей, и в некоторых случаях бывает трудно исцелить эти раны. Дети чувствуют малейшую несправедливость, и некоторых это приводит в такое уныние, что они не обращают внимания на громкий, сердитый голос, повелевающий им, и не страшатся угрозы наказания. Опасно слишком строго критиковать детей за маленькие оплошности. Чрезмерно суровая критика, слишком жёсткие правила приводят к неуважению всех устоев.

Неустойчивость в руководстве семьей приносит большой вред и фактически едва ли не так же скверно, как отсутствие руководства вообще. Почему дети так часто бывают упрямыми, непокорными и недисциплинированными? Причина кроется в домашнем воспитании. Слишком часто родители разобщены в руководстве своей семьей, в семье нет единых чётких требований. Противоречивое руководство, то жёсткое, то допускающее что-то, что раньше подвергалось критике и осуждению, является губительным для ребенка. Родители должны трудиться сообща, как единое целое. Между ними не должно быть никаких разногласий. Но многие родители действуют наперекор друг другу, и поэтому дети портятся от неправильного обращения с ними. Иногда бывает так, что один из родителей чересчур снисходителен, а другой слишком строг. Это различие отрицательно сказывается на формировании характеров детей. Осуществляя преобразования, нельзя применять грубую силу, но в то же время не следует проявлять безвольное снисхождение. Мать не должна закрывать глаза отца на недостатки детей, равно как и побуждать их делать то, что запретил отец. Она не должна сеять семя сомнения в умах своих детей относительно мудрости отцовского правления. Ей не следует своим образом действий сводить на нет работу отца. Если отец и мать расходятся во мнениях, пытаясь противодействовать влиянию друг друга, то такая семья будет деморализована и дети перестанут питать уважение к отцу и матери, что необходимо для хорошо управляемой семьи.

Дети быстро распознают все, что бросает тень на правила и уставы семьи. В особенности на те уставы, которые ограничивают их действия. Отец и мать должны объединяться, чтобы воспитывать своих детей; каждый должен исполнять свои обязанности, сознавая свою ответственность и растить потомство так, чтобы дети были как можно более здоровыми физически и имели гармоничные характеры. Дети впечатлительные, любящие натуры. Их легко обрадовать и легко огорчить. Ласково наставляя детей с помощью нежных слов и верных дел, матери могут объединить их сердца со своими сердцами. Проявлять суровость и быть взыскательными в общении с детьми – большая ошибка. Необходима постоянная твёрдость, последовательность и спокойное управление, чтобы поддерживать дисциплину в каждой семье. Говорить нужно спокойно, действовать осмотрительно и выполнять обещанное без отступлений. Нужно делить с ними их детские забавы, радости и горести. Должно произойти в процессе воспитания формирование высокоморального человека.

«Задача воспитания в семье, – как отмечал сам Ушинский, – пробудить внимание к духовной жизни». Кроме того, воспитание должно давать реальное образование. Женщины должны быть образованы наравне с мужчинами. Воспитание должно осуществляться на родном языке. Воспитание отдельно взятого человека в целом влияет на формирование народа, всей нации.

Труды К.Д Ушинского в области педагогики актуальны и для нашего времени. В каждом образовательном учреждении до сих пор действуют 10 принципов Ушинского, разработанных им в области дидактики для успешного обучения. Вот эти принципы:

  1. Своевременность;

  2. Постепенность;

  3. Органичность;

  4. Постоянство;

  5. Твёрдость усвоения;

  6. Ясность;

  7. Самодеятельность учащихся;

  8. Отсутствие чрезмерной напряжённости;

  9. Нравственность;

  10. Полезность.

Эти принципы до сих пор применяются в педагогической деятельности. Каждый педагог воплощает их в своей работе ежедневно, творчески подходя к этому сложному процессу.

Работа по семейному воспитанию педагогического коллектива ОГПОБУ «Политехнический техникум»

В современном мире семейное воспитание также имеет огромное значение. В наш век скоростей и компьютерных технологий у родителей чаще всего не хватает времени заниматься детьми. К сожалению, родители очень редко читают педагогическую литературу, а ещё реже применяют её на практике. В результате не все дети воспитаны в семье надлежащим образом, или родителями допущены грубые ошибки в процессе воспитания, которые уже очень трудно исправить. Требуется ежедневный кропотливый труд.

Работа педагогического коллектива нашего техникума спланирована таким образом, что идеи педагогического наставничества Ушинского осуществляются на практике. Педагоги проводят индивидуальные и групповые беседы на разные темы. Положительное общение – это, прежде всего, взаимопонимание на основе доверия и уважения. Требовательность должна сочетаться с доброжелательностью, справедливостью к обучающимся. Справедливость и человечность служат основой всех педагогических решений. Нельзя быть категоричными в оценке действий и поступков студентов. И педагоги иногда допускают ошибки. При конфликтных ситуациях опытный куратор ищет компромиссное решение. Даже самый трудный студент всегда положительно реагирует на доброе слово, похвалу в свой адрес. Каждый обучающийся – личность со своими достоинствами и недостатками. Нужно принимать его таким, какой он есть, но воспитывать, опираясь на достоинства. Добрая шутка, лёгкий юмор снимут напряжение в любой сложной ситуации. Нельзя афишировать недостатки и промахи, юношу лучше перехвалить, чем недооценить. В раннем юношеском возрасте человек, как правило, руководствуется не только умом, логикой, но и чувствами. Радость, успех, оптимистический настрой способствуют хорошим взаимоотношениям; огорчения, неудачи, печаль разрушают их. Задача педагога направить и наставить таким образом, чтобы правильно сформировать привычки и наклонности студентов.

Опираясь на мысль К.Д. Ушинского о том, что «…если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна, прежде всего, узнать его тоже во всех отношениях», и педагогу нужно хорошо узнать индивидуальные особенности характера каждого своего подопечного.

Как правило, ребята с сильным характером проявляют себя как целеустремлённые и настойчивые люди. Слабохарактерный студент зачастую непоследователен в своих делах и поступках, быстро поддаётся влиянию других ребят, с трудом принимает самостоятельное решение, колеблется в выборе. Стеснительный, замкнутый юноша охотнее принимает индивидуальное общение с куратором, особенно в начале обучения. Непосильное задание, боязнь с ним не справиться, порождает у него напряжённое состояние, повышенную нервозность, сомнение в выборе профессии. Оказавшись в такой ситуации, обучающийся уходит в себя, сторонится группы, становится раздражительным, безразличным к учёбе и к профессии. Опытный наставник учитывает это в своей работе. Умение внимательно выслушать, вникнуть в суть дела, понять суть проблемы помогает опытному руководителю группы в каждой конкретной ситуации найти верную педагогическую линию поведения, выявить мотивы, движущие силы поступка. И наоборот, нежелание или неумение выслушать и понять обучающегося приводит к конфликтным ситуациям, недоразумениям, возникновению психологического барьера, который наставнику приходится устранять. Важно, согласно принципу К.Д. Ушинского, делать это своевременно.

Иногда приходится применять строгие меры в случаях более серьёзных проступков. Дисциплинарные меры очень важная часть в процессе воспитания. В техникуме работает дисциплинарная комиссия, где разбирается каждый конкретный случай нарушения дисциплины, иногда с приглашением родителей студента. Я слушала рассказ студента, как его дважды приглашали на дисциплинарную комиссию на первом курсе. А на втором курсе уже не было повода приглашать его туда. Меры воспитательного воздействия были приняты вовремя.

«Воспитание должно вырабатывать у детей такие качества, как любовь к Родине, гуманность, трудолюбие, правдивость, чувство ответственности, дисциплинированность, эстетическое чувство, твёрдую волю и твёрдый характер», – писал Ушинский. Эти принципы отражены в Программе воспитания техникума. Важно правильно организовать весь воспитательный процесс, научить трудиться каждого обучающегося, помочь понять важность труда в жизни человека. Мы воспитываем и обучаем профессиям квалифицированных рабочих и служащих. Трудолюбие, ответственность, дисциплинированность – основные качества, необходимые им на производстве.

Знаменитый педагог-наставник писал: «Человек рождён для труда; труд составляет его земное счастье, труд – лучший хранитель человеческой нравственности, и труд должен быть воспитателем человека».

В процессе воспитания необходимо также преодолевать такие чувства и отрицательные качества как упрямство, леность, скуку, тоску, карьеризм, лицемерие, лживость, праздность. Педагогам приходится работать не только с детьми, но и с их родителями. Но иногда родители сами препятствуют процессу воспитания, время от времени возникают конфликты по разным причинам. Основой конфликтов между преподавателями и родителями чаще всего становится неудовлетворённость родителей тем, как к их ребёнку относятся, какие оценки ставят. Чаще всего конфликтуют мамы и бабушки, которые не работают. Задача педагога в этом случае направить их активность в нужное русло, пригласить на личную встречу. Важно наладить взаимоотношения с конфликтующими родителями, чтобы в дальнейшем осуществлять воспитательный процесс без препятствий и разногласий. Лучше всего для воспитания, когда родители и педагоги действуют сообща, обмениваясь ценным жизненным опытом. Так происходит воспитательный процесс. Важно, чтобы в этом процессе отсутствовала чрезмерная напряжённость.

Работа педагогов в техникуме имеет свою специфику. Учебная группа комплектуется абитуриентами не только из ребят, проживающих в городе, а так же из тех, кто приехал из разных районов, сёл и деревень. Это затрудняет связь кураторов с семьёй. Контакт с родителями студентов помогает наставнику глубже узнать индивидуальные особенности сына или дочери, оказать педагогическую помощь вовремя. Посещая семью, педагоги не ставят своей целью проинформировать родителей о плохой учёбе или дисциплине их детей. Главное – привлечь родителей к активной совместной воспитательной работе, посоветоваться с ними. Постоянная индивидуальная работа с родителями наиболее действенный путь для установления искреннего и делового сотрудничества с семьёй.

Регулярно проводятся групповые родительские собрания. Эти встречи являются важным направлением совместной работы. На собраниях подчеркивается значимость и первостепенность семейного воспитания. В ходе таких встреч родители не только получают квалифицированные советы педагогов, но и начинают глубже осознавать, что успешность обучения и воспитания ребят в техникуме в большей степени зависит и от их активного участия в воспитательной работе. Отдельных родителей приглашаем принять участие в проведении мероприятий в форме экскурсий, бесед, встреч с интересными людьми и др. В целях обеспечения единства требований и действий педагогов и семьи на первом же групповом родительском собрании куратор вручает родителям памятку, в которой даны практические советы и рекомендации по воспитанию в семье.

Заключение

Таким образом, систематическая работа куратора группы с родителями позволяет координировать совместные усилия для решения учебно-воспитательных задач, повышает эффективность педагогического труда по профессиональной подготовке и учебно-воспитательной работе. В течение всего времени обучения продолжается усердный труд педагогов, чтобы вырастить и наставить здоровое поколение молодых людей, подготовленных к самостоятельной жизни. «Воспитание, – писал Ушинский, совершенствуясь, может далеко раздвинуть пределы человеческих сил: физических, умственных, нравственных».

Несмотря на то, что уже прошло 200 лет со дня рождения Константина Дмитриевича Ушинского, его идеи живы и действенны, они применяются и сегодня. Труд педагога-наставника один из самых важных на Земле, в процессе которого происходит формирование полноценной личности человека. Вклад выдающегося педагога в развитие российской педагогики просто огромный. Он всю свою жизнь стремился к тому, чтобы образование мог получить любой желающий, а не только избранные слои населения. Это его стремление дало свои плоды, многие воспитательные системы базировались именно на фундаментальных трудах Ушинского. Память о великом педагоге живет в нескольких десятках учебных заведений его имени, улицах российских городов и библиотеках.