Лескова Татьяна Ефимовна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Гимназия № 1» г. Биробиджана
«Сочинение учит думать, учит понимать жизнь, учит впитывать каждое слово»
В. Литвинов
Чтобы успешно пройти государственную итоговую аттестацию, одиннадцатиклассник должен написать два сочинения: сочинение ЕГЭ по русскому языку и итоговое сочинение по литературе. Оба сочинения – это способ проверки умения создавать связный письменный текст, раскрывать заданную тему, рассуждать по предложенной проблеме, доказательно предъявлять свою позицию по отношению к предмету речи, связно и последовательно оформлять свои мысли в соответствии с речевыми и грамматическими нормами современного русского литературного языка.
Эти виды работы представляют сложность для ученика. Но если для допуска к ЕГЭ ученику достаточно получить «зачтено» по итоговому сочинению, то балл за сочинение ЕГЭ играет решающую роль в общей сумме баллов за экзамен. Поэтому подготовке к нему уделяю большое внимание. В чем особенность сочинения по русскому языку в формате ЕГЭ и чем оно отличается от итогового сочинения? Выпускникам предлагается фрагмент произведения, который нужно проанализировать и интерпретировать. Роль учителя в подготовке к сочинению ЕГЭ, по моему мнению, заключается в подборе для лингвистического анализа лучших образцов художественных текстов, выстраивании четкой, логичной схемы анализа произведения, обучении выражению собственного мнения и аргументации своей позиции. Поэтому урок подготовки к сочинению в формате ЕГЭ построила на материале стихотворений в прозе И.С. Тургенева, так как эти классические произведения позволяют размышлять о любви к родному языку, о сострадании и милосердии, о любви к Родине. Они небольшие по объему и глубокие по содержанию.
Так как произведения И.С. Тургенева школьникам знакомы, им не составляет труда ответить на ряд вопросов, касающихся определения жанровой структуры текста: жанр произведения и его особенности, тема, идея.
Показываю пути определения проблемы: прямой и обратный. Доказываем преимущества обратного способа: логичность, связь с главной мыслью текста. Особое внимание уделяю комментарию. Схематично представляем структуру комментария. Выясняем разницу между примером и пояснением, разбираем виды смысловой связи между примерами.
Тренируемся в написании комментария. Разбираем сильные и слабые стороны получившихся работ.
Стихотворения подобраны таким образом, чтобы ученики увидели примеры разных видов смысловой связи: сопоставления, противопоставления, причинно-следственной связи.
Учимся обосновывать свою позицию по проблеме текста.
На протяжении всего урока заполняются рабочие листы, что позволяет структурировать урок, сделать работу осознанной и логичной.
При подготовке к итоговому сочинению на протяжении всего урока учащиеся записывают свои наблюдения в рабочие листы. Эти материалы служат опорой при написании сочинения.
При проведении уроков подготовки к итоговому сочинению практикую групповую работу, что позволяет учащимся опираться не только на свой читательский опыт, но и присваивать опыт и знания товарищей, а также получить моральную поддержку.
Задания группам:
— Дайте определение ключевых понятий: забвение, память. Подберите синонимы, антонимы.
— Запишите аспекты блока.
— Из списка темы выберите те, которые имеют отношение к вашему аспекту.
— Из списка цитат выберите те, которые имеют отношение к вашему аспекту.
— Из списка произведений выберите те, которые имеют отношение к вашему аспекту.
— Подготовьте монологический ответ на одну из тем вашего аспекта по схеме: тезис – аргумент – микровывод.
Забвению не подлежит
Определение ключевых понятий |
Синонимы |
Антонимы |
||||
Забвение – угасание памяти о каком-либо явлении, событии или человеке. | беспамятность, игнорирование, пренебрежение, позор, бесславие. | воспоминание, память, бессмертие, вечность. | ||||
Память – способность помнить, не забывать прошлого; свойство души хранить, помнить сознанье о былом. | Историческая память — н абор передаваемых из поколения в поколение исторических сообщений, мифов, субъективно преломленных рефлексий о событиях прошлого, особенно негативного опыта, угнетения, несправедливости в отношении народа. | |||||
Аспекты блока | Исторические события, общественные явления | Нравственные уроки прошлого | Люди, изменившие мир | Достижения науки и культуры | ||
Темы | Почему в мирное время не угасает память о военном прошлом?
Каковы источники формирования исторической памяти? |
Согласны ли вы с утверждением: «Отношение к прошлому формирует собственный национальный облик»? | Какие люди остаются в истории?
Кого можно назвать великим учителем человечества? |
Согласны ли вы с тем, что культура – это память человечеств?
Как произведения искусства становятся бессмертными? |
||
Цитаты | Знание прошлого никогда не убивает, убивает незнание прошлого. Медленно, но неотвратимо, потому что меняет личность человека. Борис Васильев | Никакая вина не может быть предана забвению, пока о ней помнит совесть. С. Цвейг | Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило нам наше настоящее и намекнуло о нашем будущем. Виссарион Белинский | Есть такие понятия: духовная память и духовный опыт человека, которые должны присутствовать в каждом из нас, независимо от нашего возраста Валентин Распутин | ||
Произведения | В. Быков «Обелиск»
В. Кондратьев «Сашка» М. Шолохов «Судьба человека» А. Ахматова «Реквием» |
М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
В. Быков «Обелиск» В. Кондратьев «Сашка» |
А. Пушкин «Медный всадник»
Л. Толстой «Война и мир» А. Пушкин «Капитанская дочка» |
М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
Майкл Гелприн «Свеча горела» Рей Бредбери «Улыбка» |
Таким образом, представленные приемы работы с текстом позволяют ребятам проникать в авторский замысел, не допускать ошибок при определении проблемы текста, выявлении авторской позиции. Следовательно: чувствовать себя на ГИА спокойно и уверенно.
Литература:
- Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: пособие для подготовки к ЕГЭ: учебное пособие для учреждений начального и среднего профессионального образования. Москва: Академия, 2013.
- Пахнова Т.М. Русский язык. Работа с текстом при подготовке к экзамену. Москва, 2013.
- Сенина Н.А. Русский язык. «Заговори, чтобы я тебя увидел». Нормы речи: пособие для формирования языковой и коммуникативной компетенций. 10-11 класс. Ростов-на-Дону: Легион, 2014.
- Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС: пособие для учителя / Н.Н. Сметанникова. Москва, 2011.
- Черкасова Л.Н. Русский язык: сочинение-рассуждение и изложение. Москва: Эксмо, 2019.