Ольга Анатольевна Буйвол,
учитель начальных классов
МБОУ «Начальная общеобразовательная школа № 14»

«Теперь, когда мы научились летать по небу как птицы. Плавать под водой как рыбы. Нам остается только научиться жить на Земле как люди!»

Бернард Шоу

Духовно-нравственное воспитание школьников в рамках реализации курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Нравственное воспитание подрастающего поколения – было, есть и будет самой актуальной задачей любого общества. Как отмечено в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, духовно-нравственное воспитание – «педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения, мировое сообщество».

С целью решения задач духовно-нравственного воспитания в учебный план введён комплексный учебный курс для учащихся 4-х классов «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), с целью приобщения младших школьников к культурному наследию народов нашей страны, к общечеловеческим ценностям предшествующих поколений, воплощённым в религиозных верованиях, фольклоре, народных традициях и обычаях, в искусстве; воспитания духовно-нравственного гражданина России, любящего своё Отечество, способного к нравственному совершенствованию и развитию.

Уроки ОРКСЭ – это постоянный сокровенный разговор с детской душою. Задача учителя – пригласить детей в мир добродетелей, открыть им добрые сердца людей, живших и живущих в этом мире, помочь им захотеть жить счастливой жизнью, основу которой составляют такие добродетели, как доброта, милосердие, трудолюбие, осмысленное отношение к жизни, испытаниям.

Как же рассказать детям, например, о доброте, без привычных назидательных интонаций, чтобы все рассказываемое коснулось души и оставило в ней свой след? Отправной точкой разговора являются эпизоды из жизни лучших людей нашей земли, сказки, рассказы, стихи и притчи, цитаты как повод к размышлению, обсуждению той или иной духовно-нравственной проблемы. Важно, что чувствует ребенок, когда совершает добрый поступок, счастлив ли он, что сделал доброе, находит ли он радость в самом делании добра или нуждается в том, чтобы его поступок заметили, отметили, похвалили. Важно вызвать волнение, связанное с собственным добрым поступком, иначе воспитание становится формальным.

Приведу пример работы по формированию нравственных качеств личности на примере милосердия.

Только милосердного человека с его добрым сердцем волнуют голодные дети, одинокие несчастные старики, обездоленные животные. Милосердные люди, не задумываясь, вступятся в драке за слабого, подставят плечо падающему, бросятся в огонь или в воду, спасая человека или даже животное. Милосердие толкало людей на подвиги, только оно могло слабого подвигнуть на решительные поступки. Если бы каждый человек планеты был хоть толику милосерден, то не было бы войн, преступлений, горя и боли.

Фрагмент урока:

— Перед вами группа слов. Прочитайте их.

Слова: дело (поступок), сердце, камень, слово, человек, награда.

— Составьте, пожалуйста, из данных слов высказывания или небольшой текст поучительного характера. — Чтобы вам было легче работать, можно объединиться в группы.

Работа в группах по составлению текста поучительного характера.

— Какие высказывания или тексты у вас получились?

Представление работы групп.

Примерные высказывания.

Первый вариант:

Доброе сердце толкает человека на решительные поступки.

Второй вариант:

Ах, как нам добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убедились сами.

А может не слова – дела важны?

Дела – делами, а слова – словами.

Они живут у каждого из нас,

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы.

М. Лисянский

— Что хотелось донести своим высказыванием?

— Что объединяет все высказывания? Какие общечеловеческие ценности подразумеваются в них?

— Добро, милосердие, сострадание, отзывчивость, человечность. Они помогают сделать правильный выбор, не утратить своего главного предназначения на Земле – быть Человеком.

— А я предлагаю вам прослушать притчу в исполнении Светланы Копыловой.

— Что такое притча?

Притча – это литературный жанр – малый поучительный рассказ, заключающий в себе множество премудростей.

Звучит музыкальное произведение — притча «Про кота».

Светлана Копылова — Про кота (Песня-притча)

В одном дворе уже который год

Жил одноглазый и безухий кот,

К тому же, у него был сломан хвост

И лапа – от бедра наперекос.

Ходил, как бы подпрыгивая, кот,

И кличка у него была – Урод.

Всем детям, что играли во дворе,

Кота касаться строгий был запрет.

Со всех сторон тот кот гонимым был,

Но он, казалось, всех и вся любил,

И кто его камнями отгонял –

Об ноги тех он тёрся и мурчал.

А дворничиха, хоть была в летах, –

Порой лила из шланга на кота,

И тот смиренно под струёю мок,

Удрать как будто было невдомёк.

Особенно тот кот детей любил –

Стремглав бежал к ним, радостно вопил…

И на руки его кто если брал, –

Он блузку или пуговку сосал.

Однажды кот нарвался на собак:

Увидела одна девчушка, как

Два страшных пса его терзали враз,

Под режущую слух команду «фас!»

Бесстрашно подбежав, девчушка та

Схватила полумёртвого кота:

Он задыхался, он едва дышал,

И морду след слезы пересекал.

Она бегом несла его домой,

Ведь кот ещё, почти что, был живой,

А кот пытался в этот миг мурчать

И даже её пуговку сосать.

Он умер у девчушки на руках…

Глаз золотой смотрел на облака…

И долго у подъезда своего

Она сидела, глядя на него.

И состраданье вмиг открыло ей –

И сделало девчушку ту добрей, –

Что за уродством даже у котов

Бывает беспредельная любовь.

— А какой урок вынесли вы, прослушав произведение?

— Что является главной ценностью для человека? Притча мала, а большому добру учит.

— Определите тему сегодняшнего разговора. (Милосердие)

 

«Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь». Сент-Экзюпери «Маленький принц».

Невозможно воспитать человечность, если в сердце не утвердилась привязанность к близкому, дорогому человеку. Мир прекрасного для ребенка начинается в семье.

На уроках формирую у детей отношение к семье как к ценности, раскрывая значение семьи в жизни каждого человека.

Фрагмент урока по теме «Христианская семья»:

— Сегодня на уроке пойдёт речь о важнейшей ценности в жизни каждого человека. А что это за ценность, попробуйте угадать, прослушав стихотворение Валентина Дмитриевича Берестова из цикла «Перекрёсток детства» в исполнении ученицы:

Любили тебя без особых причин

За то, что ты – внук,

За то, что ты – сын,

За то, что малыш,

За то, что растёшь,

За то, что на папу и маму похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

— Что является опорой в жизни каждого человека?

— Определить тему урока.

Прочитать тему урока на доске: Христианская семья.

— На какие вопросы хотелось бы найти ответы?

На доске выстраивается план.

План:

1. Что такое семья?

2. Что значит «христианская семья»?

3. Что относится к семейным ценностям?

4. Значение семьи в жизни каждого человека.

— Какие ассоциации возникают, когда слышите понятие «семья»?

— Как вы понимаете, что такое «семья»?

— Где можно найти информацию?

Обращение учащихся (в группах) к толковым словарям.

На уроке ребята узнают исторические аспекты возникновения семьи, основные признаки семьи, значение венца. Обращаясь к статье учебника, к притче «Ладная семья», прослушав отрывок из песни «Пётр и Феврония» в исполнении Владислава Косарева и хора «Пересвет», выясняют, какие основные ценности необходимы для семейного счастья. Узнают, что примером большой, настоящей любви, образцом супружества являлись для наших предков святые Пётр и Феврония.

Со стихотворения Эммы Мошковской мы начинаем разговор о душе в теме «Православное учение о человеке».

Фрагмент урока:

— Послушайте стихотворение Эммы Мошковской. О чём это стихотворение?

Когда заболела нога у коня,

Тогда заболела нога у меня…

Когда у кошки заболело ушко,

Мне тоже было больно немножко.

А сегодня была переменка.

Я упал – заболела коленка.

И вот у кровати мама стоит,

И у мамы коленка болит.

— О чем это стихотворение? Как понимаете последние строки?

— Что ты можешь сказать о мальчике и его маме?

— Приходилось ли тебе когда-нибудь чувствовать чужую боль?

«Горе другого человека должно стать личным горем ребенка, заставить задуматься над тем, как помочь тому, кто нуждается в этом». С чуткости, отзывчивости, сердечности начинается «высшая человеческая радость, без которой невозможна нравственная красота».

— О чём же на уроке пойдёт разговор? (О душе)

— Какие ассоциации возникают, когда слышите понятие «душа»?

Словосочетания: душа нараспашку, душа в пятки ушла, в чем душа держится, добрая душа, бессмертная душа,

Родственные слова: дух, духовный, одухотворенный, душевный.

Синонимы: внутренний мир человека.

Антонимы: бездуховность, бездушность, равнодушие.

Пословицы и поговорки: Семья вместе, так и душа на месте. Чужая душа – потемки. В здоровом теле – здоровый дух.

«Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля: «Душа – душевные и духовные качества человека, совесть, внутреннее чувство и прочее».

— А иногда душа болит, даже если все тело здорово. Это совесть говорит человеку: «В этом ты не прав!». Приведите примеры.

— Были ли у вас такие моменты, когда «болела душа»?

Ребята приводят примеры из собственного опыта и обращаются к недавно прочитанным на уроках литературного чтения произведениям Ю. Яковлева «Полосатая палка» и Ю. Ермолаева «Иголка с ниткой».

Совесть проявляется и вместе с тем воспитывается тогда, когда поведение человека никто не проверяет, не контролирует. Задача учителя – научить детей смотреть на себя глазами общества, рассматривать свои поступки с точки зрения общественной морали.

Детей надо учить на образцах самых возвышенных духовных устремлений в жизни и творчестве. Слушать музыку и обсуждать ощущения от нее, рассматривать картины и говорить о том, что влечёт души художников и заставляет их творить.

Фрагмент урока по теме «Монастырь. Святой Руси заступник – Преподобный Сергий Радонежский», на котором происходит знакомство ребят с православными монастырями, особенностями жизни в монастыре на примере деятельности Преподобного Сергия Радонежского и его ролью в истории Руси:

— Рассмотрите картину русского художника 20 века Ефошкина Сергея Николаевича.

— Что вам известно об этом сюжете?

— Опишите увиденное.

— Послушайте произведение Валерия Малышева в его собственном исполнении.

Звучит музыкальное произведение Валерия Малышева «Преподобному Сергию, игумену Радонежскому». 01:32

Отче наш Сергий, батюшка Сергий,

Светоч духовных очей,

Сколько же ты простоял на коленях

Зимних холодных ночей?

В келье промерзшей, в сердечной молитве,

К Богу благому взывал,

Духом с врагом вел суровую битву,

Пламенно в вере стоял.

Сердце болело за Русь, за народ свой

И ты смиренно нес крест.

Словом Евангельским души вел к Богу,

Русских сердец благовест.

В дни басурманской безбожной навалы

Русь призывал ты восстать.

На Куликовскую смертную битву

Благословил крестом рать.

Отче наш Сергий, батюшка Сергий,

Божий защитник Руси!

Молим тебя у престола Господня

Всех нас простить и спасти.

Тихий свет на Марковце горе,

Над обителью, что радугой цветет

Это инок Сергий на заре

Троице молитву воздает.

Инок встанет, принесет воды,

Дров наколет, хлеба испечет,

И за все нехитрые труды,

Благодарность Богу воздает.

— Что объединяет художественное и музыкальное произведения?

— Что еще хотелось бы узнать, рассматривая картину?

— Для чего нам это важно понять?

(быть терпимее к людям, совершать больше добрых дел)

— Определить тему урока.

Прочитать тему урока: Монастырь. Святой Руси заступник – Преподобный Сергий Радонежский.

— На какие вопросы хотелось бы найти ответы?

— Определить учебную задачу.

На доске выстраивается план.

План

1. Этапы духовного пути преподобного Сергия.

2. Что такое монастырь и его роль в развитии русской культуры.

3. Почему люди идут в монахи?

4. Роль Преподобного Сергия Радонежского в истории Руси.

— Какие вопросы предлагают раскрыть авторы учебника?

Знакомство с рубрикой «Вы узнаете» с. 80 в учебнике «Основы православной культуры».

План

1. Почему люди идут в монахи?

2. От чего отказываются монахи.

— Совпали ли мнения?

— Всего один раз живет человек на земле, но как же по-разному использует он свои годы! Для одних это время взлета, время горения и предельной самоотдачи, напряженного созидательного труда. Для других – бесцельное, бессмысленное времяпровождение.

— Что вы знаете о Сергии Радонежском? С этим вопросом наши ребята обратились к жителям города. Вот что получилось. Просмотр видеоинтервью.

— А что вы узнали о преподобном Сергии Радонежском, читая «Житие Сергия Радонежского» на уроках литературного чтения?

Выступления ребят.

— Что значит, преподобный?

— Почему «святой Руси заступник»?

— Зачем нам, людям 21 века, читать литературу такого жанра, как «житие»?

В конце урока ребята составляют духовный портрет преподобного Сергия Радонежского.

 

Хочется отметить, что духовно-нравственное воспитание учащихся не может быть решено в рамках одного предмета или одной ступени школьного образования, – это задача всех ступеней школьного образования, комплекса всех школьных предметов, в первую очередь гуманитарных, и совместных усилий учеников, педагогов, родителей. Именно на уроках русского языка, литературного чтения мы непосредственно работаем со словом, предложением, текстом, учим детей составлять планы, аннотации, аргументировать свои высказывания. Воспитываем у учащихся бережное уважительное отношение к слову, ведь русский язык для граждан России является условием сохранения духовного, художественного, научного и культурного достояния России.

Фрагмент урока по теме: Проповедь Христа.

Знакомство с понятием «проповедь».

— Рассмотрите картину русского художника 19 века Макарова Ивана Кузьмича

(1822-1897) (на слайде).

— Что вам известно об этом сюжете?

— Опишите увиденное.

— Что еще хотелось бы узнать, рассматривая картину?

— Предположите, чему учил Иисус Христос?

Задача: понять смысл христианского учения.

— Для чего нам это важно понять?

— Прочитать тему урока: Проповедь Христа.

На какой вопрос вы уже знаете ответ? (Кто такой Иисус Христос)

— На какие вопросы хотелось бы найти ответы?

— Как понимаете понятие «проповедь»?

— Какие ассоциации возникли?

— Что вы об этом знаете?

(ведать про что-то, про кого-то)

проповедь

— Где можно найти информацию?

Обращение обучающихся к словарю С.И. Ожегова, с. 616.

Проповедь –

1. Речь религиозно-назидательного содержания, произносимая в храме во время богослужения.

2. Распространение идей, взглядов.

— Какое значение ближе? Почему?

— На какой вопрос нашли ответ?

Далее предлагаю разыгрывание и обсуждение ситуации.

(Участники: двое ребят. При встрече один толкает другого.)

— А как бы вы поступили в данной ситуации?

— Тебя обидели, ударили, обозвали – такое встречается часто. Как поступить? Дать сдачи, отомстить?

— Чего именно становится больше в результате совершенной мести: добра или зла? Поясните ответ.

— Как вы думаете, что означает слово «месть»?

Месть – мести – место – удалять, возвращать на место, выметать, метать, возмещать (ст=щ). Т.е. вас обидели – вы «вернули» обиду, обозвали – «вернули» обидное слово, ударили – «вернули» удар…

— Вроде бы все справедливо. Но так ли это на самом деле?

— Как вам кажется, на какую игру похожа месть?

На перекидывание мячом. Вспомните ссорящихся людей, которые бросают друг другу обвинения. Только уже не мяч они кидают друг другу, а злые слова. Зло же подобно грязи – темное и липкое. Запачкан тот, кто кидает, и тот, в кого кидают. Как если играть грязным мячом. И как грязь от мяча пачкает наши руки, одежду, лицо… так и зло внешне отражается на наших лицах неприятным выражением. А внутренне человек каменеет, становится все более бесчувственным.

Фрагмент урока по теме «Пасха».

Использую приём «Корзина идей, понятий, имён».

— Как понимаете понятие «воскресение»?

— Ваши ассоциации? Что известно об этом?

Обмен информацией проводим по следующей процедуре:

1. Задаю вопрос, что известно по данной проблеме?

2. Дети (индивидуально) в течение 1-2 минуты записывают все, что знают по проблеме.

3. Производим обмен информации в парах, группах.

4. Затем каждая группа по кругу называет какое-то сведение или факт, не повторяя ранее сказанного. Затем полученные понятия связываем в логические цепи.

Фрагмент урока по теме «Чудо в жизни христианина»:

«Все реже говорим о красоте.

Все меньше видим в каждом вдохе чудо.

Я не хочу болтать о суете.

О чудесах – твержу, твердила, буду».

Тамара Каданова

— Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? Чудо в жизни.

— Что вы понимаете под словом «чудо»?

— Были ли в вашей жизни события, которые вы воспринимали как чудо?

— Где впервые человек встречается с чудом? В детстве, в сказках.

— Вспомним сказки с добрыми чудесами.

— Может быть, о чудесных событиях своей жизни вам рассказывали бабушки и дедушки, мамы и папы?

— Я расскажу вам историю, которая произошла много лет назад, но всё, о чем пойдет речь – правда. Это было во время русско-турецкой войны (1877 г.). После сражения два русских офицера и несколько казаков возвращались с поля боя. Вдруг, среди поля, засеянного телами убитых, они заметили что-то необычное. Пришпорив коней, подъехали ближе: перед ними в грязи, лицом кверху, лежал убитый турецкий солдат. Прислонясь щекой к щеке убитого, сидела, крепко обхватив его руками, крошечная девочка, даже не поднявшая глаз, когда подошли к ней. Казалось, она замерзла совсем, ища защиты у него, у мёртвого.

Солдаты не могли оставить ребёнка одного здесь, но как ни пытались отвлечь её – она ещё крепче прижималась к щеке отца, взять на руки её не удавалось, и когда её хотели оторвать от мёртвого тела, она начинала всхлипывать, так что у всех невольно падало сердце.

Было решено, растянув шинель, нести убитого на руках. Девочка ухватилась за шинель и послушно шла рядом, так что казакам пришлось убавить шаг, чтобы ребёнок поспевал за ними. Убедившись, что «гяуры» (русские) не сделают ничего плохого её отцу, малышка позволила и себя положить на шинель, где сразу же по-прежнему прижалась щёчкой к щеке убитого отца.

В село пришли только через час. Раздумывая, куда определить девочку, солдаты принесли её на перевязочный пункт, ведь здесь женщины – сёстры милосердия, а они умеют обращаться с детьми.

— Ну, а этого-то куда? Похоронить, что ли? – спрашивали казаки. – Убитого-то куда?

— Погоди, погоди! – сказал доктор, осматривающий трупы. Прежде всего, с чего это вы вообразили, будто он убитый? Сердце его работает. Слабо, но работает. Девочка спасла отца!

Дня через три в ближайшем от поля сражения госпитале на койке лежал очнувшийся, хотя тяжело раненный, солдат, тут же рядом с ним по-прежнему, щекой к щеке раненого, сидела его маленькая дочка. Она не оставляла отца ни на минуту. А если бы не заметили её казаки, и отец и дочка – оба бы погибли на поле сражения

(По рассказу «Турчанка» Василия Ивановича Немировича-Данченко)

На уроках с ребятами говорю о нравственности заповедей, проповедующих добро и справедливость, духовные, общечеловеческие ценности, которые дети должны познать в своём сердце.

Как показывает жизненный опыт, воспитание даёт высокие результаты там, где есть для этого добротная почва. Опыт ребёнка, приобретенный в семье, становится порой единственным критерием отношения к людям, окружающему миру.

Сотрудничество семьи и школы – необходимое условие для создания оптимальных условий для духовного, нравственного и интеллектуального развития ребенка. Без взаимодействия с семьей, общности с родителями, без эмоциональной и этической поддержки со стороны семьи изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» было бы неполноценным и недостаточно эффективным. Система творческих вопросов-заданий выстраивается так, что для их подготовки ребёнок обращается к опыту своих родителей, узнаёт их точку зрения по тому или иному вопросу, знакомится с традициями семейной жизни. Например: «Вместе с родителями подобрать стихотворения, пословицы о Родине», «Расспросить у родителей, в чём заслуги ваших родных перед Родиной», «Выясните, какие книги о Родине советуют прочитать ваши родные», проведите интервью с членами семьи по вопросам: «Знаменитые люди России», «Расспросите родителей, бабушек и дедушек, чем эти люди знамениты, почему они могут служить примером для подражания», «Вместе с родителями подготовить кроссворд или викторину по заданной теме». «Посоветуйтесь с родителями и назовите несколько традиций, принятых в вашей семье», «Какие ценности лежат в основе традиций в вашей семье», «Вместе с взрослыми найдите в литературе примеры представлений людей о добре и зле в разные исторические эпохи», «Вместе с родителями найдите и разучите стихотворения о дружбе (о добре, о душе, о милосердии)», «Вместе с родителями составьте свою родословную. Нарисуйте своё «родословное дерево», «Вместе с родителями или друзьями составьте перечень правил этикета, которые должен соблюдать каждый ученик», «Какие события отмечает ваша семья», «Расскажите о праздновании Пасхи в вашей семье», «Расспросите, как взрослые понимают золотое правило этики», или «Есть ли польза от того, чтобы помнить свои плохие поступки».

На одном из родительских собраний по теме «Нравственное воспитание младших школьников» я знакомлю родителей с притчей «Ворота сада» и предлагаю обсудить её с ребенком вечером.

Ворота сада

Жил-был юноша с дурным характером. Отец дал ему полный мешок гвоздей и сказал: «Забивай один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда потеряешь терпение или поругаешься с кем-либо».

В первый день он забил 37 гвоздей в ворота сада. В последующие дни научился контролировать количество забитых гвоздей, уменьшая его изо дня в день: понял, что проще контролировать себя, чем забивать гвозди.

Наконец наступил день, когда юноша не забил ни одного гвоздя в ворота сада. Тогда он пришел к отцу и сказал ему эту новость.

Отец сказал юноше: «Вынимай из ворот один гвоздь каждый раз, когда потеряешь терпение».

Наступил день, когда юноша смог сказать отцу, что вытащил все гвозди.

Отец подвел сына к садовым воротам: «Сын, ты прекрасно себя вел, но, посмотри, сколько дырок осталось на воротах! Никогда они уже не будут такими, как раньше. Когда ты с кем-то ругаешься и говоришь ему неприятные вещи, ты оставляешь ему раны, как те, что на воротах. И будет неважно, сколько раз ты попросишь прощения – рана все равно останется. Рана, принесенная словами, причиняет ту же боль, что и физическая».

Ребенок задумался? Он хочет знать, какие поступки следует считать плохими и причиняющими боль окружающим? Самое время предложить ему перечень десяти «нельзя», сформулированных В. Сухомлинским.

Как классный руководитель, я строю свою воспитательную работу в соответствии с Программой духовно-нравственного воспитания и развития учащихся начальных классов «Планета друзей», которая содержит семь направлений: «Мир знаний», «Я и Отечество», «Труд и творчество», «Мир общения», «Мир природы», «Я и семья», «Мир спорта и здоровья». Все направления программы взаимосвязаны. Работа по каждому направлению имеет свою специфику. Формы работы с классным коллективом различны:

  • Беседы: «Сердце матери – лучше солнца греет», «Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным», «Что такое доверие», «75 лет битве под Москвой», «Берегите лес от пожара», «И в мирное время есть место подвигу», «Что сильнее кулак или слово?», «День народного единства», «Мир против террора», «Мы все такие разные», «След в душе», «Школа для всех», «Уважай старших».
  • Уроки мужества: «Этих дней не смолкнет слава», «Есть такая профессия – Родину защищать», «Славься, Бородино!».
  • Конкурсы чтецов стихотворений, рисунков, поделок, сочинений: конкурс рисунков, посвященных Дню Защитника Отечества «Есть такая профессия – Родину защищать», городской конкурс «Золотое пёрышко», Всероссийский конкурс рисунков «Базовые национальные ценности», «Семейный голос».
  • Конкурс строя и песни. Участие в плац-параде, в Кроссе Нации, в общероссийской олимпиаде по православной культуре, в научно-практической конференции младших школьников «У истоков науки».
  • Экскурсия к памятным местам, на предприятия, в музеи, библиотеки.
  • Встречи с интересными людьми.
  • Акции: «Подари книгу библиотеке», «Расскажи о космонавте», «Солдатский треугольник», «Покорми птиц», «Добрые игрушки».
  • Проекты: «Здоровое поколение – будущее России», «Город мой над Бирой», «Моё увлечение», «Олимпийский калейдоскоп», «Чистый город», «Законы дорог уважай», «Вода – начало всех начал», «Букет для мамы».
  • Классные часы: «Что значит быть настоящим человеком?», «В здоровом теле – здоровый дух», «9 мая – День Победы», «Блокада Ленинграда», «Береги свое время и время других», «Все профессии нужны, все профессии важны», «Спешите делать добро», «Умей дружить и добро творить».
  • Совместные с родителями праздники: Праздник знаний, Праздник чая и другие.

Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в начальной школе, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы.

                                                                                     Литература:

1. Белоколоцких, О.Э. Духовно-нравственное воспитание в рамках учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» [Электронный ресурс]. – URL: https://yamal-obr.ru/articles/osnovi-svetskoy-etiki-2/.

2. Борисов, Н.С. Сергий Радонежский. – М. : Молодая гвардия, 2002. – 298 с.

3. Жучкова Г.Н. Нравственные беседы с детьми. М. 2001

4. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников [Электронный ресурс]. – URL: http://iro.sakha.ru/files/NEWS/2010/1kv/jon_sov/materialy/ulusy/Концепция%20духовно-нравственного%20воспитания%20 российских%20школьников.doc

5. Ключевский, В.О. Значение Преподобного Сергия для русского народа и государства // Роман газета. – 1993. – № 3.

6. Конев, А.Ф. 100 пророчеств Сергия Радонежского. – Минск: Современный литератор, 2005. – 64 с.

7. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. – М., 2009.

8. Сухарева С.В. Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами курса «Основы религиозных культур и светской этики» [Электронный ресурс]. – URL: https://kopilkaurokov.ru/ork/prochee/stat-ia-dukhovno-nravstviennoie-vospitaniie-mladshikh-shkol-nikov-sriedstvami-kursa-osnovy-rielighioznykh-kul-tur-i-svietskoi-etiki.