Ханмагомедов Имам,
МБОУ «Лицей №23 с этнокультурным компонентом» г. Биробиджана
Фронтовая кинохроника… Что испытываешь, вглядываясь в черно-белые кадры фронтовых кинолент? Боль? Боль от осознания того, что не все, кто попал в кадр во время отснятой атаки, доживут до Победы и вернутся домой. Именно такой случай – один из многих — лёг в основу стихотворения Андрея Дементьева «Баллада о матери»:
Трудно было это вспоминать. Вдруг с экрана сын взглянул на мать. Мать узнала сына в тот же миг, И пронесся материнский крик:
«Алексей, Алёшенька, сынок!». Словно сын ее услышать мог.
Он рванулся из траншеи в бой, Встала мать прикрыть его собой. Всё боялась — вдруг он упадет, Но сквозь годы мчался сын вперед.
«Алексей, — кричали земляки,- Алексей,- просили,- добеги». Кадр сменился, сын остался жить…
Ужас? Ужас от увиденного: улицы блокадного Ленинграда, жители, тянущие из последних сил по обледенелому тротуару санки с ведёрком воды или с замотанным в простынь умершим родственником; дети за колючей проволокой, показывающие выколотые на тонких ручонках лагерные номера; разбомбленные города, потоки беженцев, убитые и раненые наши солдаты; замученные, расстрелянные мирные жители…Кинооператор Роман Кармен позже скажет: «Трудно, невозможно было снимать наше горе, наши потери. Я, давясь слезами, смотрел на это..»
А еще гордость! Гордость за нашу страну, которая выстояла. Гордость за наш народ, за его труд ради Победы, ради красного знамени на куполе рейхстага.
А еще понимаешь, что за кадром, за глазком кинокамеры — почти триста фронтовых кинооператоров, из которых в боях погиб каждый пятый, а каждый второй, из оставшихся в живых, был контужен или ранен. И три с половиной миллиона метров кинопленки, отснятой за 1418 дней войны, были «на вес крови».
Кинорежиссёр Александр Довженко, обращаясь к операторам, уезжающим на фронт, сказал: «…вы снимаете для Истории, а она должна знать Правду. Плачьте, но снимайте!» Объективы их кинокамер стали глазами войны, а киноплёнка – ее памятью. Теперь миллионы метров бесценной кинолетописи на вес золота.
Чтобы помнили! С волнением и благодарностью, вглядываясь в черно-белые кадры, помнили о великом горе и великом подвиге нашего народа. И уже оцифрованную летопись Великой Отечественной войны передали следующим поколениям, потому что это урок, который люди должны хорошо запомнить и не допустить его повторения. Не допустить того, чтобы на экраны вышел документальный фильм «Обыкновенный фашизм. Часть 2. Наши дни».