Людмила Владимировна Андрианова, учитель русского языка и литературы
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 п. Николаевка» Смидовичского района

Урок – педагогическая мастерская по русской литературе ХХ века (9 класс) «Анна Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике»

У каждого поэта своя трагедия, иначе он не поэт. Без трагедии нет поэта – поэзия живёт и дышит над самой пропастью трагического, «бездны мрачной на краю» …

А.А. Ахматова

 

Предмет: Русская литература
Класс: 9 класс
Дата: 19.04.2022 г.
Цель: Формирование представлений об особенностях поэзии А. Ахматовой через знакомство с драматичной судьбой поэтессы и личного восприятия её стихов о любви.
Задачи: Обучающие: познакомить учащихся с жизненной и творческой биографией А. Ахматовой, с фрагментами критических статей, посвященных разным периодам ее творчества; выявить особенности поэзии разных лет; показать трагические интонации в любовной лирике; определить место ее творчества в истории русской поэзии; закрепить знания в области теории литературы в работе с понятиями «лирический герой», «акмеизм», «образ», «деталь», «лирика».
Развивающие: развивать умения анализировать, интерпретировать лирическое произведение как художественное целое; показать, что поэзия – «сгусток» человеческого чувства, отражение самых сильных и сокровенных человеческих переживаний; формировать речевую, информационную и коммуникативную компетенции.
Воспитывающие: воспитывать интерес к русской классической литературе, истории; развивать представления о прекрасном, обогащать эстетическую культуру учащихся через достижения мировой художественной культуры.
Тип урока: урок общеметодологической направленности.
Технология: педагогическая мастерская (по классификации мастерских – мастерская построения знаний).
Методы: проблемно-поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (презентация).
Приемы: исследовательский, прием ассоциаций, анализ поэтического текста, приемы смыслового чтения, беседа, самостоятельная работа, ключевые слова, выразительное чтение, творческая работа.
Межпредметные связи: русский язык, музыка, изобразительное искусство, история, математика.
Формы работы: коллективные, групповые, парные, индивидуальные.
Средства обучения: компьютер, экран.
Дополнительные дидактические и методические средства: презентация, раздаточный материал, тексты стихотворений А.А. Ахматовой, иллюстративный материал (репродукции портретов А. Ахматовой художников Н. Альтмана, Ю. Анненкова, К. Петрова-Водкина; фотопортреты поэтов-акмеистов Н. Гумилёва, М. Зенкевича, О. Мандельштама, С. Городецкого, А. Ахматовой), аудиозаписи: романс «О, жизнь без завтрашнего дня…» (слова А. Ахматовой, музыка А. Рыбникова, исполняет О. Исламова)
Планируемые образовательные результаты Предметные: учащиеся знают основные факты биографии А.А. Ахматовой, особенности ее художественного метода; раскрывают трагические интонации в любовной лирике поэтессы через образ лирической героини; выразительно читают стихотворения, раскрывая содержание; отмечают достоинства поэтического языка; интерпретируют стихотворения.
Метапредметные: мыслят нестандартно, творчески, путём анализа стихотворных текстов; знакомятся с технологией и приёмами работы в мастерской; демонстрируют абстрактно-логический тип мышления.
Личностные: личностно саморазвиваются, осознают самих себя и своё место в мире, понимают других людей, а также закономерности мира, в котором они живут.
Метапредметные критерии сформированности / оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД Познавательные: общеучебные – понимать информацию, представленную в различной форме, соотносить ее, выражать в словесной, графической форме.
Логические: уметь анализировать, моделировать, сравнивать, делать умозаключения, выводы.
Регулятивные: осознавать учебную задачу, принимать ее, планировать, выполнять необходимые действия для ее решения; оценивать правильность выполнения учебных действий, адекватно воспринимать оценку одноклассников и учителя.
Коммуникативные: рассказывать, слушать собеседника, участвовать в диалоге, проявлять доброжелательное отношение к одноклассникам.
Личностные: осознавать себя носителем языка, проявлять желание умело пользоваться устной речью, составлять монологическую речь, участвовать в диалоге.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этап Прод-сть Суть этапа Деятельность учителя (содержание урока) Деятельность учащихся
1 Организационный 1 мин. Создание психологического настроя. Приветствует учащихся.

Проверяет готовность к уроку.

  • Добрый день, дорогие ребята. Здравствуйте, уважаемые гости. Меня зовут Андрианова Людмила Владимировна, и сегодня я проведу с вами урок литературы.
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место. Настраиваются на урок.
2 «Индукция» 2 мин. Создание эмоционального настроя, включение чувств учащихся, создание личного отношения к предмету обсуждения. Инициирует познавательную активность учащихся.

  • Чтобы определить тему урока, предлагаю вам послушать романс на стихи известной поэтессы. Какими чувствами наполнено это произведение? Запишите свои наблюдения (2-3 слова).

О, жизнь без завтрашнего дня!

Ловлю измену в каждом слове,

И убывающей Любови

Звезда восходит для меня.

Так незаметно отлетать,

Почти не узнавать при встрече.

Но снова ночь. И снова плечи

В истоме влажной целовать.

Тебе я милой не была,

Ты мне постыл. А пытка длилась,

И как преступница томилась

Любовь, исполненная зла.

То словно брат. Молчишь, сердит.

Но если встретимся глазами

Тебе клянусь я небесами,

В огне расплавится гранит. 1921 г.

  • Назовите слова, которые вы записали. Как вы думаете, о чем сегодня мы будем с вами говорить?
  • Да, разговор пойдет о самом прекрасном чувстве на земле – о любви. Любви посвящали поэты и писатели свои произведения. Но ведь любовь – многогранное чувство. Всегда ли она одинаково прекрасна?
Знакомятся с содержанием муз. фрагмента. Записывают ассоциации.

Зачитывают свои ассоциации. (Чувства, любовь и др.)

Внимательно слушают друг друга. Активно пытаются найти взаимосвязь между словами друг у друга, анализируют, сопоставляют.

Высказываются по предполагаемой теме урока.

3 «Самоконструкция» 3 мин. Индивидуальное создание гипотезы, решения.
  • Я предлагаю вам сегодня войти в особый мир — мир поэзии.
  • Сейчас наш класс превращается в творческую лабораторию, где мы попробуем рассмотреть это чувство как отражение самых сильных и сокровенных человеческих переживаний. А поможет нам в этом лирическая героиня стихов Анны Андреевны Ахматовой, поэтессы «Серебряного века» русской литературы.(Тема урока и портрет на слайде).
  • Сформулируем цель нашего урока.Обратите внимание на ключевые слова темы и эпиграф к уроку.
  • Рассмотрите портреты, написанные в разное время Н. Альтманом, Ю. Анненковым и К. Петровым-Водкиным и ставшие хрестоматийными.
  • Какой изобразили художники Ахматову на этих портретах?
Записывают тему урока.

Формулируют учебные цели.

Высказываются о внешнем облике поэтессы.

4 «Социоконструкция» 5 мин. Работа учащихся в парах по построению элементов знаний.
  • У каждого художника есть своя тайна – тайна жизни, судьбы, творчества. Чтобы понять ее, нужно обратиться к некоторым обстоятельствам биографии.

РАБОТА В ПАРАХ:

  • У вас на столах есть листы с «лентой времени», на которой указаны значимые даты жизни Анны Ахматовой.

ЗАДАНИЕ: Используя хронологическую таблицу, отметьте точки вверху и внизу «ленты времени» в соответствии с характером событий (успехи – неудачи). Соедините последовательно все точки.

  • Что получилось?(Ломаная линия, линия жизни и т.д.)
  • Что вы можете сказать о судьбе Анны Ахматовой? (Она прожила долгую и очень насыщенную жизнь, в которой были войны, революции, потери и очень мало простого счастья).
  • Как вы думаете, жизнь поэта отражается на его творчестве?
Внимательно слушают.

Выполняют задание в паре.

Сопоставляют свои результаты с опытом товарищей, корректируют их с учетом полученной в процессе взаимодействия информации.

Отвечают на вопрос.

5 «Социализация» 6 мин. Процесс рассмотрения гипотез, идей в группах, в диалоге.

Оформление общего проекта, совместная корректировка гипотезы.

  • Продолжим нашу работу в группах и обратимся к творчеству поэта.Почему поэта? Существует мнение, что Анна Ахматова не любила, когда ее называли поэтессой, и настаивала на том, что онапоэт. Потому что поэтэто призвание, состояние души, которое не зависит от пола.
  • Каждой группе предстоит поработать с текстом одного из стихотворений. Материалы будем оформлять в таблицу (на доске и в тетради)
Чувства, состояния лирической героини, мотивы Особенности любовной лирики

ГРУППА № 1

Прочитайте стихотворение. Подготовьте краткий связный ответ на каждое задание, распределив их между участниками группы.

Песня последней встречи

Так беспомощно грудь холодела, Но шаги мои были легки. Я на правую руку надела Перчатку с левой руки. Показалось, что много ступеней, А я знала — их только три! Между кленов шепот осенний Попросил: «Со мною умри! Я обманут моей унылой Переменчивой, злой судьбой». Я ответила: «Милый, милый И я тоже. Умру с тобой!» Это песня последней встречи. Я взглянула на темный дом. Только в спальне горели свечи Равнодушно-желтым огнем.

  1. О чем это стихотворение, какие чувства и состояния испытывает лирическая героиня? (запишите) Обсудите своё восприятие стихотворения в группе.
  2. Какой предмет «вещного мира» и с какой целью использует А. Ахматова?
  3. Выберите из предложенных особенностей одну , которая, на ваш взгляд, наиболее ярко выражена в этом стихотворении. Обсудите это в группе и выскажите общее мнение.
    • психологизм;
    • особая разговорная манера;
    • новеллистичность, сюжетность;
    • исповедальность;
    • внутренняя музыкальность.
  1. Соотнесите свою точку зрения с мнением поэта Вс. Рождественского:

«В художественной системе Ахматовой умело выбранная деталь, примета внешней обстановки всегда наполнена большим психологическим содержанием. Через внешнее поведение человека, его жест Ахматова раскрывает душевное состояние героя».

  1. Подготовьте выразительное чтение стихотворения.

ГРУППА № 2

Прочитайте стихотворение. Подготовьте краткий связный ответ на каждое задание, распределив их между участниками группы.

Сжала руки под тёмной вуалью… «Отчего ты сегодня бледна?» — Оттого, что я терпкой печалью Напоила его допьяна. Как забуду? Он вышел, шатаясь, Искривился мучительно рот… Я сбежала, перил не касаясь, Я бежала за ним до ворот. Задыхаясь, я крикнула: «Шутка Всё, что было. Уйдешь, я умру.» Улыбнулся спокойно и жутко И сказал мне: «Не стой на ветру».

  1. О чем это стихотворение, какие чувства и состояния испытывает лирическая героиня? (запишите) Обсудите своё восприятие стихотворения в группе.
  2. Каких лирических героев можно выделить в стихотворении? Как они взаимодействуют друг с другом?
  3. Выберите из предложенных особенностей одну , которая, на ваш взгляд, есть в этом стихотворении. Обсудите это в группе и выразите общее мнение.
    • психологизм;
    • особая разговорная манера;
    • новеллистичность, сюжетность;
    • исповедальность;
    • внутренняя музыкальность.
  1. Соотнесите свою точку зрения с мнением критика В. Виноградова:

«Она (Ахматова) обратилась к помощи «диалога», как особой разновидности речи, внедрение которой в «повествование», в «монолог» могло пестро расцвечивать эмоциональную канву художественного произведения».

  1. Подготовьте выразительное чтение стихотворения.

ГРУППА№ 3

Прочитайте стихотворение. Подготовьте краткий связный ответ на каждое задание, распределив их между участниками группы.

Сразу стало тихо в доме, Облетел последний мак, Замерла я в долгой дреме И встречаю ранний мрак. Плотно заперты ворота, Вечер черен, ветер тих. Где веселье, где забота, Где ты, ласковый жених? Не нашелся тайный перстень, Прождала я много дней, Нежной пленницею песня Умерла в груди моей.

  1. О чем это стихотворение, какие чувства и состояния испытывает лирическая героиня? (запишите) Обсудите своё восприятие стихотворения в группе.
      1. Какие жизненные события легли в основу этого стихотворения.
      2. Кто является лирическими героями стихотворения?
      3. Почему «стало тихо в доме»?
      4. Как ведет себя героиня, какие чувства испытывает?
      5. Предположите, как «тайный перстень» может связывать героев?
  1. Выберите из предложенных особенностей одну , которая, на ваш взгляд, есть в этом стихотворении. Обсудите это в группе и выразите общее мнение.
    • психологизм;
    • особая разговорная манера;
    • новеллистичность, сюжетность;
    • исповедальность;
    • внутренняя музыкальность.
  1. Соотнесите свою точку зрения с мнением современников А. Ахматовой.

«Даже ранние её лирические миниатюры постоянно устремлены в сторону эпоса: любовное признание, крик ревности, плач об утрате – всё это хочет стать новеллой, отделиться от субъекта, приобрести самостоятельную сюжетность». Е. Эткинд

  1. Подготовьте выразительное чтение стихотворения.

* Новелла – прозаический (эпический) жанр, малый рассказ с чётким сюжетом и ясной композицией.

ГРУППА № 4

Прочитайте стихотворение. Подготовьте краткий связный ответ на каждое задание, распределив их между участниками группы.

Помолись о нищей, о потерянной,

О моей живой душе,

Ты, в своих путях всегда уверенный,

Свет узревший в шалаше.

И тебе, печально-благодарная,

Я за это расскажу потом,

Как меня томила ночь угарная,

Как дышало утро льдом.

В этой жизни я немного видела,

Только пела и ждала.

Знаю: брата я не ненавидела

И сестры не предала.

Отчего же Бог меня наказывал

Каждый день и каждый час?

Или это ангел мне указывал

Свет, невидимый для нас? 1912 г.

  1. О чем это стихотворение, какие чувства и состояния испытывает лирическая героиня? (запишите) Обсудите своё восприятие стихотворения в группе.
  2. Выберите из предложенных особенностей одну , которая, на ваш взгляд, есть в этом стихотворении. Обсудите это в группе и выразите общее мнение.
    • психологизм;
    • особая разговорная манера;
    • новеллистичность, сюжетность;
    • исповедальность;
    • внутренняя музыкальность.
  1. Соотнесите свою точку зрения с мнением Б. Эйхенбаума, первого исследователя творчества А. Ахматовой:

«Поэзия еёна границе личных признаний, на границе безответной откровенности».

  1. Подготовьте выразительное чтение стихотворения.
Работают с познавательным объектом в группах.
6 «Афиширование» 10 мин. Представление работ участников мастерской.
  1. Организует обсуждение полученных в групповой работе результатов. Даёт необходимые пояснения по ходу представления группами результатов выполнения заданий.

Оформление записей в тетради и на доске.

Ахматова вошла в литературу, более того, художественно утвердилась под знаком любовной темы.

ГРУППА № 1 «Песня последней встречи»

Чувства, состояния лирической героини, мотивы Особенности любовной лирики
взволнованность

растерянность

тревога

разлука

психологизм

ГРУППА № 2« Сжала руки под тёмной вуалью…»

Чувства, состояния лирической героини, мотивы Особенности любовной лирики
ссора

волнение

боль

чувство вины

попытка вернуть

разговорная манера

ГРУППА № 3 «Сразу стало тихо в доме…»

Чувства, состояния лирической героини, мотивы Особенности любовной лирики
одиночество

печаль

ожидание

смерть души

сюжетность, новеллистичность

* Новелла – прозаический жанр, малый рассказ с чётким сюжетом и ясной композицией.

ГРУППА № 4 «Помолись о нищей, о потерянной…»

Чувства, состояния лирической героини, мотивы Особенности любовной лирики
печаль

благодарность

томление

боль утраты

исповедальность

Скажите, пожалуйста, что такое исповедь?

Что это слово обозначает буквально? Какой здесь корень?

(оно произошло из старославянского языка от глагола “поведати”, то есть рассказать.)

А какая здесь приставка? Что она обозначает?

(ис- – изнутри, наружу).

Значит, исповедь, буквально “поведать о том, что внутри”.

Где обычно исповедуются? Можно ли на исповеди солгать?

Перед кем исповедуется героиня?

Как вы думаете, кто ещё может быть её исповедником? Ведь это стихотворение, и опубликовано оно было при жизни поэтессы?(Читатели)

Поэзия Ахматовой – это исповедь. Но это не только исповедь влюбленной женщины, это исповедь человека, живущего всеми бедами, болями и страстями своего времени и своей земли.

  • Ребята, вспомните, с чего начинался наш урок? (С музыки)
  • Это романс на стихотворение Ахматовой. Многие композиторы обращались к текстам поэтессы для создания вокальных произведений.
  • Таким образом, какую еще особенность поэзии Ахматовой можно отметить? (Музыкальность, гармоничность)

«О, жизнь без завтрашнего дня…»

Чувства, состояния лирической героини, мотивы Особенности любовной лирики
внутренняя музыкальность, гармоничность

_____________________________________________________

2) Общий вывод.

  • Какова же лирическая героиня А. Ахматовой? В чём противоречивость ее переживаний?(героини Ахматовой предстают в самом разном обличии, но роднит их одно – несчастливая женская судьба. Она то сосредоточена на переживаниях, то беззаботна, то прихотлива, то привередлива… Часто совмещаются противоположные начала).
  • Какой показала Ахматова любовь? (трагическая, неразделённая, она несёт героине страдание и гибель, тончайшие чувства передаются через детали. Любовь – это высокое и одновременно земное чувство).
  • Каковы же особенности стихов о любви А. Ахматовой?(обращение к записям на доске и в тетради)
Представляют результаты работы групп.

Последовательно устно озвучивают результат выполненного задания от каждой группы.

Оформляют записи в тетради.

Обобщают

Называют особенности любовной поэзии.

7 «Разрыв» 3 мин. Внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия своего прежнего знания новому.
  • Посмотрите на экран. (Поэты-акмеисты).
  • Перед вами портреты известных русских поэтов Серебряного века. Что их может объединять?(варианты ответов)
  • Творчество Ахматовой раннего периода неразрывно связано с акмеизмом. (Определение)
  • Акмеизм(от древнегреч. acme – высшая степень, расцвет)заявил о себе в русской поэзии в начале 1910-х годов. Акмеисты объединились в литературную группу «Цех поэтов», куда вошли Н. Гумилев, С. Городецкий, А. Ахматова и др. Акмеизм был воспринят как бунт против символизма с его «текучестью слова». Поэзия акмеистов стремилась к осязаемости и предметности мира. Увлечение предметной деталью было так велико, что даже мир душевных переживаний образно воплощался в какой-нибудь вещи. Акмеисты стремились вернуть слову ясный смысл, простоту, первородное значение. Критерием красоты и гармонии для акмеистов стал А.С. Пушкин.
  • Докажите, что творчество А. Ахматовой можно отнести к этому литературному направлению.
Рассматривают портреты.

Отвечают на вопросы.

Слушают учителя.

Соотносят выявленные особенности лирики Ахматовой с акмеизмом как литературным течением.

Доказывают свою точку зрения.

8 «Рефлексия« 4 мин. Творческая работа. Самоанализ, самокоррекция, отражение чувств, ощущений, возникших в ходе мастерской. (позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика).
  • Обратимся к целям, которые мы обозначили в начале урока. Удалось ли их достигнуть?
  • Выскажите ваши впечатления от проделанной работы в форме пятистиший, построенных особым образом. Назовем их «Просто о главном», чтобы соответствовать манере акмеистов.
  • На выбор предлагаю две темы: любовь по А. Ахматовой или Анна Ахматова.

Пятистишия пишутся по следующим правилам:

  • 1-я строка. 1 существительное.
  • 2-я строка. 2 прилагательных.
  • 3-я строка. 3 глагола.
  • 4-я строка. 4 наречия (или деепричастия)
  • 5-я строка. Сложносочинённое или сложноподчинённое предложение по теме.

Например:

  • Молодость,
  • Зажигательная, весёлая,
  • Расцветает, оживляет, приходит,
  • Не останавливая, не забывая, не думая, не уставая.
  • Пока молодость не прошла, её нужно превращать в радость.
Отвечают на вопросы.

Знакомятся с правилами построения собственного стихотворения.

Выполняют творческую работу.

Озвучивают ответы.

1 мин. Подведение итогов работы.

Домашнее задание.

Сегодня мы приоткрыли завесу тайны поэтического феномена Анны Ахматовой.

Мне было очень приятно с вами работать. И хотелось бы узнать ваше мнение об уроке:

  • Какие этапы урока вы считаете наиболее удачными для себя и почему?
  • На каком этапе вам было трудно и почему?
  • Какой этап урока вы бы вычеркнули? Почему?
  • Была ли польза от такого рода (формы) работы?

Дома вы можете продолжить знакомство с поэтессой по учебнику, где представлены прекрасные материалы, в том числе рассказ самой Ахматовой о себе.

Выучить понравившееся стихотворение наизусть.

Спасибо за работу. До свидания.

Осознают эффективность собственной работы на уроке.

Записывают домашнее задание.