Людмила Владимировна Андрианова, учитель русского языка и литературы
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 п. Николаевка» Смидовичского района
Урок – педагогическая мастерская по русской литературе ХХ века (9 класс) «Анна Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике»
У каждого поэта своя трагедия, иначе он не поэт. Без трагедии нет поэта – поэзия живёт и дышит над самой пропастью трагического, «бездны мрачной на краю» …
А.А. Ахматова
Предмет: | Русская литература |
Класс: | 9 класс |
Дата: | 19.04.2022 г. |
Цель: | Формирование представлений об особенностях поэзии А. Ахматовой через знакомство с драматичной судьбой поэтессы и личного восприятия её стихов о любви. |
Задачи: | Обучающие: познакомить учащихся с жизненной и творческой биографией А. Ахматовой, с фрагментами критических статей, посвященных разным периодам ее творчества; выявить особенности поэзии разных лет; показать трагические интонации в любовной лирике; определить место ее творчества в истории русской поэзии; закрепить знания в области теории литературы в работе с понятиями «лирический герой», «акмеизм», «образ», «деталь», «лирика». |
Развивающие: развивать умения анализировать, интерпретировать лирическое произведение как художественное целое; показать, что поэзия – «сгусток» человеческого чувства, отражение самых сильных и сокровенных человеческих переживаний; формировать речевую, информационную и коммуникативную компетенции. | |
Воспитывающие: воспитывать интерес к русской классической литературе, истории; развивать представления о прекрасном, обогащать эстетическую культуру учащихся через достижения мировой художественной культуры. | |
Тип урока: | урок общеметодологической направленности. |
Технология: | педагогическая мастерская (по классификации мастерских – мастерская построения знаний). |
Методы: | проблемно-поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (презентация). |
Приемы: | исследовательский, прием ассоциаций, анализ поэтического текста, приемы смыслового чтения, беседа, самостоятельная работа, ключевые слова, выразительное чтение, творческая работа. |
Межпредметные связи: | русский язык, музыка, изобразительное искусство, история, математика. |
Формы работы: | коллективные, групповые, парные, индивидуальные. |
Средства обучения: | компьютер, экран. |
Дополнительные дидактические и методические средства: | презентация, раздаточный материал, тексты стихотворений А.А. Ахматовой, иллюстративный материал (репродукции портретов А. Ахматовой художников Н. Альтмана, Ю. Анненкова, К. Петрова-Водкина; фотопортреты поэтов-акмеистов Н. Гумилёва, М. Зенкевича, О. Мандельштама, С. Городецкого, А. Ахматовой), аудиозаписи: романс «О, жизнь без завтрашнего дня…» (слова А. Ахматовой, музыка А. Рыбникова, исполняет О. Исламова) |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: учащиеся знают основные факты биографии А.А. Ахматовой, особенности ее художественного метода; раскрывают трагические интонации в любовной лирике поэтессы через образ лирической героини; выразительно читают стихотворения, раскрывая содержание; отмечают достоинства поэтического языка; интерпретируют стихотворения. |
Метапредметные: мыслят нестандартно, творчески, путём анализа стихотворных текстов; знакомятся с технологией и приёмами работы в мастерской; демонстрируют абстрактно-логический тип мышления. | |
Личностные: личностно саморазвиваются, осознают самих себя и своё место в мире, понимают других людей, а также закономерности мира, в котором они живут. | |
Метапредметные критерии сформированности / оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД | Познавательные: общеучебные – понимать информацию, представленную в различной форме, соотносить ее, выражать в словесной, графической форме. |
Логические: уметь анализировать, моделировать, сравнивать, делать умозаключения, выводы. | |
Регулятивные: осознавать учебную задачу, принимать ее, планировать, выполнять необходимые действия для ее решения; оценивать правильность выполнения учебных действий, адекватно воспринимать оценку одноклассников и учителя. | |
Коммуникативные: рассказывать, слушать собеседника, участвовать в диалоге, проявлять доброжелательное отношение к одноклассникам. | |
Личностные: осознавать себя носителем языка, проявлять желание умело пользоваться устной речью, составлять монологическую речь, участвовать в диалоге. |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
№ | Этап | Прод-сть | Суть этапа | Деятельность учителя (содержание урока) | Деятельность учащихся | ||||||||||||||||||||
1 | Организационный | 1 мин. | Создание психологического настроя. | Приветствует учащихся.
Проверяет готовность к уроку.
|
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место. Настраиваются на урок. | ||||||||||||||||||||
2 | «Индукция» | 2 мин. | Создание эмоционального настроя, включение чувств учащихся, создание личного отношения к предмету обсуждения. | Инициирует познавательную активность учащихся.
О, жизнь без завтрашнего дня! Ловлю измену в каждом слове, И убывающей Любови Звезда восходит для меня. Так незаметно отлетать, Почти не узнавать при встрече. Но снова ночь. И снова плечи В истоме влажной целовать. Тебе я милой не была, Ты мне постыл. А пытка длилась, И как преступница томилась Любовь, исполненная зла. То словно брат. Молчишь, сердит. Но если встретимся глазами Тебе клянусь я небесами, В огне расплавится гранит. 1921 г.
|
Знакомятся с содержанием муз. фрагмента. Записывают ассоциации.
Зачитывают свои ассоциации. (Чувства, любовь и др.) Внимательно слушают друг друга. Активно пытаются найти взаимосвязь между словами друг у друга, анализируют, сопоставляют. Высказываются по предполагаемой теме урока. |
||||||||||||||||||||
3 | «Самоконструкция» | 3 мин. | Индивидуальное создание гипотезы, решения. |
|
Записывают тему урока.
Формулируют учебные цели. Высказываются о внешнем облике поэтессы. |
||||||||||||||||||||
4 | «Социоконструкция» | 5 мин. | Работа учащихся в парах по построению элементов знаний. |
РАБОТА В ПАРАХ:
ЗАДАНИЕ: Используя хронологическую таблицу, отметьте точки вверху и внизу «ленты времени» в соответствии с характером событий (успехи – неудачи). Соедините последовательно все точки.
|
Внимательно слушают.
Выполняют задание в паре. Сопоставляют свои результаты с опытом товарищей, корректируют их с учетом полученной в процессе взаимодействия информации. Отвечают на вопрос. |
||||||||||||||||||||
5 | «Социализация» | 6 мин. | Процесс рассмотрения гипотез, идей в группах, в диалоге.
Оформление общего проекта, совместная корректировка гипотезы. |
ГРУППА № 1 Прочитайте стихотворение. Подготовьте краткий связный ответ на каждое задание, распределив их между участниками группы. Песня последней встречи Так беспомощно грудь холодела, Но шаги мои были легки. Я на правую руку надела Перчатку с левой руки. Показалось, что много ступеней, А я знала — их только три! Между кленов шепот осенний Попросил: «Со мною умри! Я обманут моей унылой Переменчивой, злой судьбой». Я ответила: «Милый, милый – И я тоже. Умру с тобой!» Это песня последней встречи. Я взглянула на темный дом. Только в спальне горели свечи Равнодушно-желтым огнем.
«В художественной системе Ахматовой умело выбранная деталь, примета внешней обстановки всегда наполнена большим психологическим содержанием. Через внешнее поведение человека, его жест Ахматова раскрывает душевное состояние героя».
ГРУППА № 2 Прочитайте стихотворение. Подготовьте краткий связный ответ на каждое задание, распределив их между участниками группы. Сжала руки под тёмной вуалью… «Отчего ты сегодня бледна?» — Оттого, что я терпкой печалью Напоила его допьяна. Как забуду? Он вышел, шатаясь, Искривился мучительно рот… Я сбежала, перил не касаясь, Я бежала за ним до ворот. Задыхаясь, я крикнула: «Шутка Всё, что было. Уйдешь, я умру.» Улыбнулся спокойно и жутко И сказал мне: «Не стой на ветру».
«Она (Ахматова) обратилась к помощи «диалога», как особой разновидности речи, внедрение которой в «повествование», в «монолог» могло пестро расцвечивать эмоциональную канву художественного произведения».
ГРУППА№ 3 Прочитайте стихотворение. Подготовьте краткий связный ответ на каждое задание, распределив их между участниками группы. Сразу стало тихо в доме, Облетел последний мак, Замерла я в долгой дреме И встречаю ранний мрак. Плотно заперты ворота, Вечер черен, ветер тих. Где веселье, где забота, Где ты, ласковый жених? Не нашелся тайный перстень, Прождала я много дней, Нежной пленницею песня Умерла в груди моей.
«Даже ранние её лирические миниатюры постоянно устремлены в сторону эпоса: любовное признание, крик ревности, плач об утрате – всё это хочет стать новеллой, отделиться от субъекта, приобрести самостоятельную сюжетность». Е. Эткинд
* Новелла – прозаический (эпический) жанр, малый рассказ с чётким сюжетом и ясной композицией. ГРУППА № 4 Прочитайте стихотворение. Подготовьте краткий связный ответ на каждое задание, распределив их между участниками группы. Помолись о нищей, о потерянной, О моей живой душе, Ты, в своих путях всегда уверенный, Свет узревший в шалаше. И тебе, печально-благодарная, Я за это расскажу потом, Как меня томила ночь угарная, Как дышало утро льдом. В этой жизни я немного видела, Только пела и ждала. Знаю: брата я не ненавидела И сестры не предала. Отчего же Бог меня наказывал Каждый день и каждый час? Или это ангел мне указывал Свет, невидимый для нас? 1912 г.
«Поэзия её–на границе личных признаний, на границе безответной откровенности».
|
Работают с познавательным объектом в группах. | ||||||||||||||||||||
6 | «Афиширование» | 10 мин. | Представление работ участников мастерской. |
Оформление записей в тетради и на доске. Ахматова вошла в литературу, более того, художественно утвердилась под знаком любовной темы. ГРУППА № 1 «Песня последней встречи»
ГРУППА № 2« Сжала руки под тёмной вуалью…»
ГРУППА № 3 «Сразу стало тихо в доме…»
* Новелла – прозаический жанр, малый рассказ с чётким сюжетом и ясной композицией. ГРУППА № 4 «Помолись о нищей, о потерянной…»
Скажите, пожалуйста, что такое исповедь? Что это слово обозначает буквально? Какой здесь корень? (оно произошло из старославянского языка от глагола “поведати”, то есть рассказать.) А какая здесь приставка? Что она обозначает? (ис- – изнутри, наружу). Значит, исповедь, буквально “поведать о том, что внутри”. Где обычно исповедуются? Можно ли на исповеди солгать? Перед кем исповедуется героиня? Как вы думаете, кто ещё может быть её исповедником? Ведь это стихотворение, и опубликовано оно было при жизни поэтессы?(Читатели) Поэзия Ахматовой – это исповедь. Но это не только исповедь влюбленной женщины, это исповедь человека, живущего всеми бедами, болями и страстями своего времени и своей земли.
«О, жизнь без завтрашнего дня…»
_____________________________________________________ 2) Общий вывод.
|
Представляют результаты работы групп.
Последовательно устно озвучивают результат выполненного задания от каждой группы. Оформляют записи в тетради. Обобщают Называют особенности любовной поэзии. |
||||||||||||||||||||
7 | «Разрыв» | 3 мин. | Внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия своего прежнего знания новому. |
|
Рассматривают портреты.
Отвечают на вопросы. Слушают учителя. Соотносят выявленные особенности лирики Ахматовой с акмеизмом как литературным течением. Доказывают свою точку зрения. |
||||||||||||||||||||
8 | «Рефлексия« | 4 мин. | Творческая работа. Самоанализ, самокоррекция, отражение чувств, ощущений, возникших в ходе мастерской. (позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика). |
Пятистишия пишутся по следующим правилам:
Например:
|
Отвечают на вопросы.
Знакомятся с правилами построения собственного стихотворения. Выполняют творческую работу. Озвучивают ответы. |
||||||||||||||||||||
1 мин. | Подведение итогов работы.
Домашнее задание. |
Сегодня мы приоткрыли завесу тайны поэтического феномена Анны Ахматовой.
Мне было очень приятно с вами работать. И хотелось бы узнать ваше мнение об уроке:
Дома вы можете продолжить знакомство с поэтессой по учебнику, где представлены прекрасные материалы, в том числе рассказ самой Ахматовой о себе. Выучить понравившееся стихотворение наизусть. Спасибо за работу. До свидания. |
Осознают эффективность собственной работы на уроке.
Записывают домашнее задание. |