Виктория Александровна Паздникова,
учитель начальных классов
МБОУ «Лицей № 23 с этнокультурным (еврейским) компонентом»

Тип урока: открытия новых знаний.

Цель создание условий для:

— ознакомления с историей появления и значением денег в обществе;

— понимания необходимости правильного распределения денежных средств семьи.

Задачи:

Образовательная: познакомить с основными источниками семейного бюджета.

Воспитательная: воспитание рационального отношения к семейному бюджету, выработка навыков культурного общения.

Развивающая: развивать умение анализировать, сравнивать и обобщать.

Планируемые результаты образования:

Предметные: иметь представление о понятии «семейный бюджет»; знать составные части семейных доходов и расходов; знать некоторые факторы из истории денег в человеческом обществе.

Метапредметные

Регулятивные: формировать умения принимать и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа; оценивать достигнутый результат, уметь точно выражать свои мысли.

Познавательные: находить ответы на поставленные вопросы, осуществлять, перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами, выполнять логические операции; осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме; извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов; самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; устанавливать причинно- следственные связи.

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; уметь устанавливать рабочие отношения, осуществлять сотрудничество; использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, побуждений; уметь слушать и понимать других.

Личностные: уметь оценивать трудность предлагаемого задания, адекватно самооценивать; понимать ценности семейных отношений.

Технологии: кроссенс-технология, технология урока в системно-деятельностном подходе с применением ИКТ, здоровьесберегающей и игровые технологии.

Межпредметные связи: русский язык, математика, английский язык

Новые понятия и термины: доходы, расходы, семейный бюджет, планирование, типы семей: многодетная, однопоколенная, многопоколенная.

Оборудование (основное, дополнительное): рабочий лист, интерактивная доска, презентация, весы, модели монет для взвешивания, картинки, видеоролик «История денег».

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организация учебной деятельности

Приветствует учащихся.

— Здравствуйте, ребята! Мне представилась замечательная возможность провести у вас урок окружающего мира. Меня зовут Виктория Александровна.

Приветствуют учителя стоя у своего места. Садятся.

2. Актуализация знаний, определение темы урока и постановка учебных задач

Пальчиковая гимнастика «Будем денежки считать»

— Сегодня будет очень интересная тема. Посмотрите на экран.

(кроссенс, 1 способ чтения)

— Назовите по порядку, что вы видите на картинках.

— Подумайте, что объединяет эти картинки?

— Кто назовёт тему нашего урока?

— Тема: «Семейный бюджет».

— Что бы вы хотели узнать? (модели задач)

— Работать будете в парах (правила на экране). Главное уметь слушать друг друга.

— Каким сигналом пара показывает, что задание выполнено?

— В ходе урока вы будете заполнять рабочие листы. (дети переворачивают)

— Чтобы пальчики хорошо писали, мы проведем для них зарядку.

— Повторяйте движения за мной.

Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)

Будем деньги мы считать (сжимаем и разжимаем пальцы рук)

Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)

Дом, в котором мы живём.

Третья монетка одежду купить (отгибаем средний палец)

На четвёртую монетку купим, есть, и пить (отгибаем указательный палец)

Ну, а пятую пока (шевелим большим пальцем)

Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец, в кулак, согнув все пальцы).

— Семейные деньги.

Ставят задачи: (Прикрепляю задачи — модели на доску)

1) Как появились деньги?

2) Что такое бюджет и из чего складывается семейный бюджет?

3) Как правильно спланировать семейный бюджет?

3. Открытие нового знания

Прием «Почините цепочку»

Межпредметная связь с русским языком

— Для решения первой учебной задачи найдите в рабочем листе задание «Почините цепочки».

— Прочитайте его.

— Что в русском языке называют цепочкой слов, связанных по смыслу и грамматически?

— Сколько в этом задании предложений? Как вы это определили?

— Как же их починить? Сможете вы это сделать самостоятельно?

— Тогда смотрим видеоролик.

— Выполняйте в парах первое задание.

Проверка (фронтально + демонстрация на экране). – Какое слово записали в первое (второе, третье) предложение? (если не успели записать, то внимательно спишите с экрана)

— У нас получился текст о создания денег в трех предложениях. Прочитаем их.

— А в современном мире какие есть способы оплаты? (банкноты – бумажные деньги)

— Решили мы первую учебную задачу?

— предложение

— три предложения. По точкам

— дописать слова в предложения

— нет, так как не изучали эту тему

менялись

ракушки, кости, камушки, свиные хвостики, перья

монеты

(по одному предложению читают учащиеся)

— Бумажными деньгами, пластиковыми картами.

— Да

Формирование понимания необходимости правильного распределения денежных средств семьи.

Допиши предложение.

Наглядная демонстрация нового слова

Межпредметная связь с английским языком

Игра «Доход -расход» с физической активностью

Проблемный вопрос

— Ребята, всегда ли родители покупают вам то, что вы у них просите?

— Как они вам это объясняют?

— Чтобы узнать, почему же родители не всегда могут купить то, что хочется, мы с вами решим вторую учебную задачу.

— Кто мне ее напомнит?

— В рабочих листах найдите задание 2. Прочитайте.

— Как вы думаете, что такое доход и расход?

— У меня на экране два определения (это денежные поступления, это денежные траты).

— Все слова понятны?

— Подумайте и запишите их вместо пропусков в рабочий лист. Проверка.

(определения переворачиваю на доске)

— Ребята, посмотрите, что у меня есть!

Учитель достает сумку и кладет бумажки со словом «доход» и вынимает со словом «расход».

— Смотрите, что я туда сейчас положу и что оттуда вынимаю. Как выдумаете, почему я такие действия совершаю?

— В английском языке есть слово budget, что дословно означает «денежная сумка» или бюджет. (на доске переворачиваю слово «бюджет», над словами «доход и расход»)

— Повторите.

— Кто догадался, что называют денежными доходами и расходами семьи за определенное время? (провести стрелочки от бюджета к доходу и расходу) Найдите это определение и запишите слово «бюджет» в рабочий лист.

Выключить экран

— Сейчас мы с вами поиграем в игру «Доходы и расходы». У вас на столах лежат цветные карточки со словами, которые надо прикрепить под одним из терминов.

— Переверните их, подумайте, к какому термину относится слово.

— Играем парами, до чьей парты я дотронусь, та пара и выходит. (с конца класса)

— Давайте проверим. Если вы согласны, то хлопаете, если не согласны, то топаете.

Учитель читает слова

— Из чего же складывается семейный бюджет? Решили мы вторую учебную задачу?

— Почему же родители на все деньги не покупают вам много разных, красивых, интересных игрушек? Хорошо это или плохо? Обоснуйте свой ответ.

— нет

— Говорят, что нет денег.

— Что такое бюджет и из чего складывается семейный бюджет?

— Доход – это когда деньги родители получают.

— Расход – это когда деньги тратишь на что-либо. Чтение ответов учащимся с демонстрацией ответа на экране

— сумка

— Доход он остается у человека, а расход тратится на что-либо.

— бюджет

Зарплата

Пенсия

Ремонт машины

Стипендия

Кино или театр

Игрушки

Плата за кредит

Продукты

Выигрыш в лотерее

Лекарства

Премия

Оплата телефона

Одежда

— из доходов и расходов семьи

— Да

— если родители будут покупать только игрушки, то нам нечего будет есть, негде будет жить.

4. Первичная проверка и закрепление нового знания

Формирование мини групп.

Межпредметная связь с математикой

Демонстрационный метод. Приём «Весы»

— Бюджет семьи подразумевает правильное расходование денег. Это называется планирование (переворачиваю на доске слово). Повторите.

— Посмотрите на экран.

Как вы думаете, что он обозначает?

— Для решения третьей задачи вы будет в парах планировать бюджет на месяц для разных по составу семьей, но с одинаковым доходом — 100 монет (показать мешочек).

— Внимание на экран.

Какие по составу это семьи?

— Одинаковые ли у них будут расходы? Почему?

— Верно, составы семьей разные, поэтому потребности будут тоже разные.

— Внимательно прослушайте инструкцию работы в парах.

Инструкция:

1) Прочитайте в таблице расходы семьи на месяц.

2) Выберите картинки расходов, которые можно добавить в таблицу и запишите их, указав стоимость.

3) Посчитайте общую сумму расходов и сделайте вывод.

4) Определите, какие расходы обязательные, какие – необязательные.

5) Покажите сигналом «домик», что задание выполнено.

— Приступайте к работе.

Пока учащиеся выполняют задание, учитель выставляет на демонстрационные столы весы и модели монет для взвешивания.

Сигнал колокольчик

— Что появилось на столе?

— Для чего они нужны?

— А ещё у меня есть модели денег, которые вы будете использовать при взвешивании (показать)

Правила работы с весами:

1. На одной чаше должны быть расходы, на другой – доходы.

2. На чашу класть только то количество монет, которое израсходовала семья за месяц.

— Скажите, какие расходы человек должен совершать каждый месяц?

— Почему?

— Давайте послушаем, какая сумма расходов получилась у семьи однопоколенной.

— Покажите на весах модель доходов и расходов этой семьи.

— Что мы видим на весах?

Учитель прикрепляет модель: Д >Р

— Почему так получилось?

— Давайте послушаем, какая сумма расходов получилась у семьи многопоколенной.

— Покажите на весах модель доходов и расходов этой семьи.

— Что мы видим на весах?

Учитель прикрепляет модель: Д=Р

— Почему так получилось?

Давайте послушаем, какая сумма расходов получилась у семьи многодетной.

— Покажите на весах модель доходов и расходов этой семьи.

— Что мы видим на весах?

Учитель прикрепляет модель: Д< Р

— Почему так получилось?

— В данной модели происходит нехватка денег и у людей появляются долги.

— Чем опасны долги?

Долги – это неоплаченные расходы, поэтому лучше жить без долгов.

— Какие модели лучше для жизни?

— Почему?

— С давних времен, когда появились первые деньги, люди учились планировать свой бюджет.

— Семья планирует бюджет учитывая доходы и расходы на месяц май.

— Многодетная, молодая (бездетная) и семья, состоящая из нескольких поколений.

— Нет, потому что есть большие и маленькие семьи, значит где-то надо больше покупать товаров, а где-то меньше.

Слушают инструкцию.

— На столе появились весы.

— Они нужны, чтобы взвешивать (сравнивать) наши доходы и расходы).

Слушают правила работы с весами.

Одна семья зачитывает свои расходы, другие слушают.

Однопоколенная семья

Озвучивают: доходы больше расходов.

— продукты, коммунальные платежи.

— Мало расходов в семье.

Многопоколенная семья

На весах взвешивают свои доходы и расходы.

Озвучивают: доходы равны расходам.

— Денег хватает на все расходы

Многодетная семья

Озвучивают: доходы меньше расходов.

— Много расходов.

— Когда расходы равны доходам и доходы больше расходов.

— Когда доходы больше расходов, потому что можно купить не только необходимые товары, но и то, что хочется.

5. Включение нового знания в систему знаний

Объяснительно- иллюстративный метод.

— Это нашло отражение в пословицах. Прочитай…

Деньги счёт любят.

— Как вы её понимаете?

— Решили мы третью учебную задачу?

«Деньги счет любят» значит то, что деньги надо считать и думать, куда потратить.

— Да

6. Итог урока и рефлексия

— Сегодня на уроке мы с вами обсудили очень серьезную тему. Посмотрите на схему. Как вы ее понимаете?

— Мы учимся планировать бюджет в своей семье. Поэтому не обижайтесь на взрослых, если они не выполняют вашу просьбу.

— Где можно применить полученные на уроке знания?

— На столике около двери стоят две корзины с банкнотами: 100 рублей означает, что всё на уроке было понятно, 50 рублей – остались вопросы. Подходите к столику и кладите одну банкноту в прозрачную сумку. Определяю количество банкнот по 100 и 50 рублей, делаю вывод.

— Есть различные виды бюджета и его надо уметь планировать.

Слушают учителя.

— При покупке продуктов в магазине: не покупать ненужные.