Виктория Александровна Паздникова,
учитель начальных классов
МБОУ «Лицей № 23 с этнокультурным (еврейским) компонентом»
Тип урока: открытия новых знаний.
Цель – создание условий для:
— ознакомления с историей появления и значением денег в обществе;
— понимания необходимости правильного распределения денежных средств семьи.
Задачи:
Образовательная: познакомить с основными источниками семейного бюджета.
Воспитательная: воспитание рационального отношения к семейному бюджету, выработка навыков культурного общения.
Развивающая: развивать умение анализировать, сравнивать и обобщать.
Планируемые результаты образования:
Предметные: иметь представление о понятии «семейный бюджет»; знать составные части семейных доходов и расходов; знать некоторые факторы из истории денег в человеческом обществе.
Метапредметные
Регулятивные: формировать умения принимать и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа; оценивать достигнутый результат, уметь точно выражать свои мысли.
Познавательные: находить ответы на поставленные вопросы, осуществлять, перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами, выполнять логические операции; осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме; извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов; самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; устанавливать причинно- следственные связи.
Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; уметь устанавливать рабочие отношения, осуществлять сотрудничество; использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, побуждений; уметь слушать и понимать других.
Личностные: уметь оценивать трудность предлагаемого задания, адекватно самооценивать; понимать ценности семейных отношений.
Технологии: кроссенс-технология, технология урока в системно-деятельностном подходе с применением ИКТ, здоровьесберегающей и игровые технологии.
Межпредметные связи: русский язык, математика, английский язык
Новые понятия и термины: доходы, расходы, семейный бюджет, планирование, типы семей: многодетная, однопоколенная, многопоколенная.
Оборудование (основное, дополнительное): рабочий лист, интерактивная доска, презентация, весы, модели монет для взвешивания, картинки, видеоролик «История денег».
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. Организация учебной деятельности |
Приветствует учащихся. — Здравствуйте, ребята! Мне представилась замечательная возможность провести у вас урок окружающего мира. Меня зовут Виктория Александровна. |
Приветствуют учителя стоя у своего места. Садятся. |
2. Актуализация знаний, определение темы урока и постановка учебных задач Пальчиковая гимнастика «Будем денежки считать» |
— Сегодня будет очень интересная тема. Посмотрите на экран. (кроссенс, 1 способ чтения) — Назовите по порядку, что вы видите на картинках. — Подумайте, что объединяет эти картинки? — Кто назовёт тему нашего урока? — Тема: «Семейный бюджет». — Что бы вы хотели узнать? (модели задач) — Работать будете в парах (правила на экране). Главное – уметь слушать друг друга. — Каким сигналом пара показывает, что задание выполнено? — В ходе урока вы будете заполнять рабочие листы. (дети переворачивают) — Чтобы пальчики хорошо писали, мы проведем для них зарядку. — Повторяйте движения за мной. Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте) Будем деньги мы считать (сжимаем и разжимаем пальцы рук) Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный) Дом, в котором мы живём. Третья монетка – одежду купить (отгибаем средний палец) На четвёртую монетку купим, есть, и пить (отгибаем указательный палец) Ну, а пятую пока (шевелим большим пальцем) Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец, в кулак, согнув все пальцы). |
— Семейные деньги. Ставят задачи: (Прикрепляю задачи — модели на доску) 1) Как появились деньги? 2) Что такое бюджет и из чего складывается семейный бюджет? 3) Как правильно спланировать семейный бюджет? |
3. Открытие нового знания Прием «Почините цепочку» Межпредметная связь с русским языком |
— Для решения первой учебной задачи найдите в рабочем листе задание «Почините цепочки». — Прочитайте его. — Что в русском языке называют цепочкой слов, связанных по смыслу и грамматически? — Сколько в этом задании предложений? Как вы это определили? — Как же их починить? Сможете вы это сделать самостоятельно? — Тогда смотрим видеоролик. — Выполняйте в парах первое задание. Проверка (фронтально + демонстрация на экране). – Какое слово записали в первое (второе, третье) предложение? (если не успели записать, то внимательно спишите с экрана) — У нас получился текст о создания денег в трех предложениях. Прочитаем их. — А в современном мире какие есть способы оплаты? (банкноты – бумажные деньги) — Решили мы первую учебную задачу? |
— предложение — три предложения. По точкам — дописать слова в предложения — нет, так как не изучали эту тему менялись ракушки, кости, камушки, свиные хвостики, перья монеты (по одному предложению читают учащиеся) — Бумажными деньгами, пластиковыми картами. — Да |
Формирование понимания необходимости правильного распределения денежных средств семьи. Допиши предложение. Наглядная демонстрация нового слова Межпредметная связь с английским языком Игра «Доход -расход» с физической активностью Проблемный вопрос |
— Ребята, всегда ли родители покупают вам то, что вы у них просите? — Как они вам это объясняют? — Чтобы узнать, почему же родители не всегда могут купить то, что хочется, мы с вами решим вторую учебную задачу. — Кто мне ее напомнит? — В рабочих листах найдите задание 2. Прочитайте. — Как вы думаете, что такое доход и расход? — У меня на экране два определения (это денежные поступления, это денежные траты). — Все слова понятны? — Подумайте и запишите их вместо пропусков в рабочий лист. Проверка. (определения переворачиваю на доске) — Ребята, посмотрите, что у меня есть! Учитель достает сумку и кладет бумажки со словом «доход» и вынимает со словом «расход». — Смотрите, что я туда сейчас положу и что оттуда вынимаю. Как выдумаете, почему я такие действия совершаю? — В английском языке есть слово budget, что дословно означает «денежная сумка» или бюджет. (на доске переворачиваю слово «бюджет», над словами «доход и расход») — Повторите. — Кто догадался, что называют денежными доходами и расходами семьи за определенное время? (провести стрелочки от бюджета к доходу и расходу) Найдите это определение и запишите слово «бюджет» в рабочий лист. Выключить экран — Сейчас мы с вами поиграем в игру «Доходы и расходы». У вас на столах лежат цветные карточки со словами, которые надо прикрепить под одним из терминов. — Переверните их, подумайте, к какому термину относится слово. — Играем парами, до чьей парты я дотронусь, та пара и выходит. (с конца класса) — Давайте проверим. Если вы согласны, то хлопаете, если не согласны, то топаете. Учитель читает слова — Из чего же складывается семейный бюджет? Решили мы вторую учебную задачу? — Почему же родители на все деньги не покупают вам много разных, красивых, интересных игрушек? Хорошо это или плохо? Обоснуйте свой ответ. |
— нет — Говорят, что нет денег. — Что такое бюджет и из чего складывается семейный бюджет? — Доход – это когда деньги родители получают. — Расход – это когда деньги тратишь на что-либо. Чтение ответов учащимся с демонстрацией ответа на экране — сумка — Доход он остается у человека, а расход тратится на что-либо. — бюджет Зарплата Пенсия Ремонт машины Стипендия Кино или театр Игрушки Плата за кредит Продукты Выигрыш в лотерее Лекарства Премия Оплата телефона Одежда — из доходов и расходов семьи — Да — если родители будут покупать только игрушки, то нам нечего будет есть, негде будет жить. |
4. Первичная проверка и закрепление нового знания Формирование мини групп. Межпредметная связь с математикой Демонстрационный метод. Приём «Весы» |
— Бюджет семьи подразумевает правильное расходование денег. Это называется планирование (переворачиваю на доске слово). Повторите. — Посмотрите на экран. — Как вы думаете, что он обозначает? — Для решения третьей задачи вы будет в парах планировать бюджет на месяц для разных по составу семьей, но с одинаковым доходом — 100 монет (показать мешочек). — Внимание на экран. — Какие по составу это семьи? — Одинаковые ли у них будут расходы? Почему? — Верно, составы семьей разные, поэтому потребности будут тоже разные. — Внимательно прослушайте инструкцию работы в парах. Инструкция: 1) Прочитайте в таблице расходы семьи на месяц. 2) Выберите картинки расходов, которые можно добавить в таблицу и запишите их, указав стоимость. 3) Посчитайте общую сумму расходов и сделайте вывод. 4) Определите, какие расходы обязательные, какие – необязательные. 5) Покажите сигналом «домик», что задание выполнено. — Приступайте к работе. Пока учащиеся выполняют задание, учитель выставляет на демонстрационные столы весы и модели монет для взвешивания. Сигнал – колокольчик — Что появилось на столе? — Для чего они нужны? — А ещё у меня есть модели денег, которые вы будете использовать при взвешивании (показать) Правила работы с весами: 1. На одной чаше должны быть расходы, на другой – доходы. 2. На чашу класть только то количество монет, которое израсходовала семья за месяц. — Скажите, какие расходы человек должен совершать каждый месяц? — Почему? — Давайте послушаем, какая сумма расходов получилась у семьи однопоколенной. — Покажите на весах модель доходов и расходов этой семьи. — Что мы видим на весах? Учитель прикрепляет модель: Д >Р — Почему так получилось? — Давайте послушаем, какая сумма расходов получилась у семьи многопоколенной. — Покажите на весах модель доходов и расходов этой семьи. — Что мы видим на весах? Учитель прикрепляет модель: Д=Р — Почему так получилось? – Давайте послушаем, какая сумма расходов получилась у семьи многодетной. — Покажите на весах модель доходов и расходов этой семьи. — Что мы видим на весах? Учитель прикрепляет модель: Д< Р — Почему так получилось? — В данной модели происходит нехватка денег и у людей появляются долги. — Чем опасны долги? Долги – это неоплаченные расходы, поэтому лучше жить без долгов. — Какие модели лучше для жизни? — Почему? — С давних времен, когда появились первые деньги, люди учились планировать свой бюджет. |
— Семья планирует бюджет учитывая доходы и расходы на месяц май. — Многодетная, молодая (бездетная) и семья, состоящая из нескольких поколений. — Нет, потому что есть большие и маленькие семьи, значит где-то надо больше покупать товаров, а где-то меньше. Слушают инструкцию. — На столе появились весы. — Они нужны, чтобы взвешивать (сравнивать) наши доходы и расходы). Слушают правила работы с весами. Одна семья зачитывает свои расходы, другие слушают. Однопоколенная семья Озвучивают: доходы больше расходов. — продукты, коммунальные платежи. — Мало расходов в семье. Многопоколенная семья На весах взвешивают свои доходы и расходы. Озвучивают: доходы равны расходам. — Денег хватает на все расходы Многодетная семья Озвучивают: доходы меньше расходов. — Много расходов. — Когда расходы равны доходам и доходы больше расходов. — Когда доходы больше расходов, потому что можно купить не только необходимые товары, но и то, что хочется. |
5. Включение нового знания в систему знаний Объяснительно- иллюстративный метод. |
— Это нашло отражение в пословицах. Прочитай… Деньги счёт любят. — Как вы её понимаете? — Решили мы третью учебную задачу? |
«Деньги счет любят» значит то, что деньги надо считать и думать, куда потратить. — Да |
6. Итог урока и рефлексия |
— Сегодня на уроке мы с вами обсудили очень серьезную тему. Посмотрите на схему. Как вы ее понимаете? — Мы учимся планировать бюджет в своей семье. Поэтому не обижайтесь на взрослых, если они не выполняют вашу просьбу. — Где можно применить полученные на уроке знания? — На столике около двери стоят две корзины с банкнотами: 100 рублей означает, что всё на уроке было понятно, 50 рублей – остались вопросы. Подходите к столику и кладите одну банкноту в прозрачную сумку. Определяю количество банкнот по 100 и 50 рублей, делаю вывод. |
— Есть различные виды бюджета и его надо уметь планировать. Слушают учителя. — При покупке продуктов в магазине: не покупать ненужные. |