Анастасия Олеговна Распопина,
учитель математики
МБОУ «Центр образования имени полного кавалера ордена Славы В.И. Пеллера»
Цель – продемонстрировать возможности применения в учебном процессе приема технологии развития критического мышления «кубик Блума», повысить мотивацию педагогов к применению данного приёма.
Задачи:
- рассмотреть методику использования приема «кубик Блума» как одного из приемов технологии развития критического мышления;
- предложить конкретные примеры использования приема кубик Блума.
Целевая аудитория: преподаватели.
Информационно-образовательные ресурсы: презентация.
Оборудование и материалы: кубики Блума, интерактивная доска, смартфон.
Продолжительность: 20 минут.
Мотивационно-целевой |
Характеристика деятельности |
Учебно-методическое обеспечение |
|
педагога |
слушателей |
||
Приветствует слушателей, создает рабочую атмосферу. Побуждает интерес к рассматриваемой теме через просмотр слайд-презентации. Обосновывает актуальность владения современными технологиями и приемами обучения. Определяет цель и задачи занятия. |
Обсуждают, отвечают на вопросы |
Презентация |
|
Операционально-содержательный |
Сообщает о методике использования приема «кубик Блума». Приводит классификацию вопросов.
Демонстрирует возможности приема «кубик Блума» в технологии развития критического мышления из собственного опыта. Предлагает слушателям задать вопросы по содержанию занятия в соответствии со структурой вопроса, начало формулировки которого выпало на верхней грани кубика Блума. Творческая деятельность педагогов. Предлагает разбиться на три группы и попробовать составить и ответить на вопросы. |
Слушают, отвечают на вопросы. |
Презентация, модели кубиков Блума |
Рефлексивно-оценочный |
Рефлексия
Подводит итоги занятия. Предлагает с помощью куар-кода пройти опрос по использованию приема «кубик Блума» в структуре учебного занятия. Подводит итоги занятия. |
Задают вопросы по содержанию занятия. Участвуют в опросе. Знакомятся с результатами. |
Кубики Блума
|
Мастер-класс «Кубик Блума»
Здравствуйте, коллеги! Очень рада видеть вас. Надеюсь, что мой мастер-класс будет для вас интересным, а главное принесёт вам пользу и хорошее настроение.
Скажите, пожалуйста, что за предмет я сейчас держу в руках, кто знает, как он называется? (кубик Рубика) Какой он, опишите его?
И мы, заходя в класс к ученикам, тоже хотим, чтобы наши уроки были яркими, интересными, запоминающимися. Подготовку к занятиям можно сравнить со сборкой кубика Рубика. мы крутим различные технологии, методы, приемы, чтобы собрать урок, сделать его доступным для понимания учащихся.
При объяснении в 5 классе на уроке математики темы «Куб» я обязательно покажу детям эту игрушку, да и в 10 классе на геометрии тоже. Скажу, что кубик Рубика – это модель куба, а куб – это правильный многогранник, все грани которого являются квадратами.
Посмотрите на него и скажите, можно ли какие-либо темы вашего предмета связать с ним?
Кубические формы окружают нас и в повседневной жизни.
В методике мы тоже встречаемся с приёмом, который связан с кубиком. Тема моего мастер класса – «Кубик Блума». Данный мастер-класс актуален с позиции ФГОС, так как направлен на достижение личностных, метапредметных, предметных результатов. Используя данный прием, я заметила, что учащиеся овладевают различными способами интегрирования информации, учатся вырабатывать собственное мнение, у них развиваются интеллектуальных умения, необходимые не только в учебе, но и в обычной жизни. Данный прием был разработан учеными-психологами Чикагского университета во главе с Бенджамином Блумом – создателем таксономии, основанной на принципе расположения чего-либо в иерархическом порядке. Прием «кубик Блума» помогает в активной занимательной форме проверять знания и умения учащихся.
— Уважаемые участники, прежде чем мы перейдём непосредственно к работе, мне хотелось бы поинтересоваться, что вы ожидаете от сегодняшнего мастер-класса?
Моя цель на сегодняшнем мастер-классе – повысить мотивацию педагогов к применению технологии критического мышления в образовательном процессе на примере приёма «кубик Блума».
— Для начала познакомлю вас с методикой использования приёма «кубик Блума».
- Понадобиться обычный бумажный куб, на гранях которого написано:
*назови…*почему…*объясни… *предложи… *придумай… *поделись…
- Формулируется тема урока. То есть тема должна обозначать круг вопросов, на которые придется отвечать.
- «Кубик Блума» уникален тем, что позволяет формулировать вопросы различного характера. Педагог или один из учеников бросает кубик. Выпавшая грань указывает, какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика – с него и должен начинаться вопрос.
Назови . Предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы. Ученику предлагается просто назвать предмет, явление, термин, какие-то факты, вспомнить и воспроизвести информацию.
- Назовите, что объединяет эти 4 фотографии? Назовите, что такое симметрия? Назовите её виды.
«Назовите главных героев поэмы А.С. Пушкина «Евгений Онегин»». Данный блок можно разнообразить вариативными заданиями, которые помогают проверить самые общие знания по теме.
Почему . Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слов почему . Этот блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.
- Почему свое отражение в зеркале мы видим не так, как нас видят окружающие?
Зеркальная симметрия – симметрия относительно плоскости, она меняет ориентацию предмета.
Если вы, стоя перед зеркалом, закружитесь по часовой стрелке, ваше отражение будет кружиться против часовой стрелки.
Всё то, что вы делаете правой рукой, ваше отражение делает левой, и наоборот.
Почему Петр Первый был прозван Великим? Почему ты относишь Печорина к «лишним людям»? Почему вымерли динозавры? И т.д.
Объясни . Это вопросы уточняющие. Обычно начинающиеся со слов: То есть ты говоришь, что? Если я правильно поняла, то…? Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о…? Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы.
- Сколько осей симметрии у снежинки?
Ось симметрии – это прямая, которая делит фигуру на две симметричные части.
Ты действительно думаешь, что реформы Петра I были необходимы? Ты уверен, что во всех случаях после буквы «Ц» пишется буква «И»?
Подобные вопросы дают учащемуся возможность осуществить обратную связь, иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей, но подразумевающейся.
Предложи. Практические вопросы, направленные на установление взаимосвязи между теорией и практикой. Ученик должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило. Либо предложить свое видение проблемы, свои идеи. То есть он должен объяснить, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций.
- Предложите, где в жизни встречается симметрия.
Предложи, где применяется формула периметра на практике? Предложи, где и как можно использовать таблицу Д.И. Менделеева? Для чего тебе может понадобиться знание правил рифмы?
Придумай – это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла, условности, прогноза.
- Что было бы, если бы в мире не существовало симметрии?
Придумай, что будет, если на Земле исчезнут все источники пресной воды. Придумай рифмы к этому слову. Придумай, как использовался бы этот закон в наши дни?
Поделись – оценочные вопросы, они предназначены для активации мыслительной деятельности, учат учащихся анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке.
Вопросам этого блока желательно добавлять эмоциональную окраску, то есть сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах детей, его эмоциях, которые вызваны названной темой.
- Можно ли с помощью симметрии создать порядок, красоту и совершенство?
- Во всём ли в жизни должна быть симметрия?
Поделись, что ты чувствуешь, когда слышишь музыку Моцарта? Или Почему ты выбрал именно эту тему?
Я вам показала пример урока математики с использованием кубика Блума.
Прием «кубик Блума» универсален. Его может использовать не только любой учитель-предметник, но и преподаватели вузов, психологи, социологи. Он может быть использован как на урочных, так и на внеурочных занятиях.
Возможны два варианта:
- Вопросы формулирует сам учитель. Это более легкий способ, используемый на начальной стадии – когда необходимо показать учащимся примеры, способы работы с кубиком.
- Вопросы формулируют сами учащиеся. Это вариант требует определенной подготовки от детей, так как придумать вопросы репродуктивного характера легко, а вот вопросы-задания требуют определенного навыка.
Вопросы на гранях кубика можно варьировать по своему желанию. Важно только, чтобы они затрагивали все стороны заданной темы.
Творческая деятельность педагогов. Я предлагаю вам разбиться на три группы.
— «Кубик Блума» можно использовать на всех этапах урока любого типа.
— Однако наиболее удобно применять приём на обобщающих занятиях, когда у ребят уже есть представление о сути темы.
— Что касается использования на более раннем этапе изучения блока материала, то в этом случае работу с кубиком можно сделать групповой, то есть ответы на вопросы детям нужно будет формулировать вместе.
— Этот упрощённый способ помогает не только «собрать в кучку» все знания детей, но и развить в ребятах чувство коллективизма, необходимости помогать друг другу и нести ответственность за работу всех членов команды.
— Формулировки на гранях кубика можно упростить, но также затрагивать и познавательную, и креативную, и эмоциональную стороны личности.
Использование приема «кубик Блума» только на первый взгляд кажется трудным. Но практика показывает, что прием очень нравится ученикам, они быстро осваивают технику его использования. А учителю этот прием помогает развивать навыки критического мышления и в активной и занимательной форме проверять знания и умения учащихся.
Свой мастер класс хочется закончить одной притчей…
Трое путешественников шли по пустыне. Солнце клонилось к закату, становилось холоднее. Путники стали готовиться к ночлегу: разгрузили верблюдов, расставили шатёр, приготовились поужинать, но неожиданно их внимание привлекло странное свечение на горизонте, и в этот момент прозвучал божественный Голос:
— Ступайте в пустыню и наберите там как можно больше мелких камешков.
Голос смолк, свет рассеялся, и вокруг воцарилась тьма.
Путешественники ещё несколько мгновений стояли в молчании, а потом наперебой стали кричать, что за глупость – собирать камни, лучше бы им открыли тайну, как стать знаменитыми или богатыми, уничтожить страдания и войны…
Но магия прозвучавшего голоса оказалась так сильна, что, они всё же собрали немного камешков и побросали их в свои дорожные сумки.
Наутро оказалось, что галька, которую они собрали в предыдущую ночь, превратилась в алмазы. Двое других бросились к своим дорожным сумкам и тоже обнаружили вместо простых камешков алмазы изумительной красоты!
Первый восторг сменился разочарованием: ведь они набрали так мало камешков!
Часто ли мы задумываемся над тем, какими «алмазами» сейчас обладаем и какие «камешки» до этого пришлось собирать? А от скольких «камешков», подаренных судьбой, мы когда-то отказались?.. Красоту алмазу придаёт огранка.
Вот так и школьный урок – рядовой и неприметный серый «камешек» – из обычного алмаза может стать бриллиантом.
И каждая грань – таинственная история рождения урока, духовные усилия учителя, весь его опыт, мастерство, мудрость, любовь.