Митрофанова Любовь Николаевна,
учитель химии МКОУ «СОШ им. И.А. Пришкольника»

Мотивация – это совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его направленность и активность. Педагогика трактует это понятие так.

Мотивация – общее название для процессов, методов и средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования.

Учебная мотивация – проявляемая учащимися мотивированная активность при достижении целей учения. Наиболее значимыми для учащихся являются личностные мотивы:

Личностный смысл учения можно определить как внутреннее субъективное отношение школьника к учебному процессу, «прикладывание», если можно так выразиться, школьником процесса обучения к себе, своему опыту и своей жизни . На мой взгляд, наибольшую эффективность имеют предметы естественно-научного цикла, такие как химия, биология. Наблюдаем натуральные объекты, работаем с веществами, проводим опыты, эксперименты, работаем с микроскопом.

Наставничество – универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.

Мотивированный ученик. Обучающийся, демонстрирующий высокие образовательные результаты, победитель школьных и региональных олимпиад и конкурсов, обладающий организаторскими качествами, оригинальным мышлением, лидер класса, принимающий активное участие в жизни МКОУ СОШ им. И.А. Пришкольника с. Валдгейм (конкурсы, олимпиады общественная деятельность, внеурочная деятельность).

Форма наставничества – это реализация целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации.

Создание не только в классе, но и во всей школе систематизированной и качественной работы с мотивированными, способными учащимися является очень актуальной. На педсовете, посвященном совершенствованию работы с мотивированными учащимися, педагоги МКОУ СОШ им. И.А Пришкольника пришли к выводу, что необходимо кардинально менять стиль работы с такими ребятами, умело сочетать старые и современные педагогические технологии (групповая работа, педагогическая мастерская, работа в парах, метод модернизации, проектная методика и т.д.). Идеальной формой работы с мотивированными учащимися будет наставничество. В связи с этим в школе началась процедура выстраивания наставничества: разработано Положение о реализации программы наставничества в МКОУ «СОШ им. И.А Пришкольника» (приказ № 20 от 17.02. 2021 г.), дорожная карта внедрения целевой модели наставничества. В целях повышения эффективности организации методической работы в школе было создано методическое объединение «Наставничество» (приказ № 32 от 01.03.2021 г.). Руководителем методического объединения приказом директора была назначена я, так как к тому времени обучилась на курсах по наставничеству. Проделана большая работа среди коллектива учителей по формированию базы наставников, проведено анкетирование, продолжилась учеба по повышению квалификации по вопросам наставничества, выявлены формы наставничества, которые приемлемы в нашей школе. В сентябре 2021 года заключено соглашение между ОГАОУ ДПО «Институт развития образования ЕАО» (далее – Институт) и «МБОУ «СОШ им. И.А. Пришкольника» (далее Региональная инновационная площадка). Предметом настоящего соглашения является урегулирование отношений между Институтом и Региональной инновационной площадкой в рамках организации проведения обучения педагогов, а также проведения различных профессиональных педагогических инициатив (обучающих семинаров и курсов, конференций, форумов, педагогических лабораторий, мастерских и иных мероприятий). Соглашение вступило в силу с 1 сентября 2021 года и действует до января 2026 года.

Такое серьезное сотрудничество обязывает более детально прорабатывать вопросы, связанные с наставничеством, и применять в своей практике реальные формы наставничества. По результатам анкетирования выяснилось, что 96% учителей коллектива желают заниматься наставничеством, из них 63% – с мотивированными учащимися. В нашей школе существует 3 формы: Ученик – учитель, Учитель – учитель, Учитель – благодарный выпускник.

По моему глубокому убеждению, наставник становится очень значимым взрослым в жизни ребенка, так как он сопровождает его в процессе обучения, воспитания, формирует индивидуальный маршрут и личностное развитие. В соответствии с Целевой моделью наставничества в МКОУ СОШ им. И.А. Пришкольника мною разработана и реализуется Программа наставничества с мотивированными учащимися в форме «УЧИТЕЛЬ – УЧЕНИК».

Моя система работы с мотивированными детьми включает в себя следующие этапы:

1. Выявление мотивированных детей.

2. Развитие творческих и интеллектуальных способностей на уроках.

3. Развитие творческих и интеллектуальных способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, проектно-исследовательская работа). Свою работу как наставник веду по таким направлениям, как: через проектно-исследовательскую деятельность, элективный курс по предмету, подготовке к олимпиадам различного уровня, внеурочную деятельность.

Приведу некоторые результаты. Подготовлены большие индивидуальные проекты: «Соль пищевая и соль поваренная», «Здоровье и генномодифицированные продукты». Проектно-исследовательские работы, такие как, «Исследование кислотности и засоленности почв с. Валдгейм и с. Пронькино», «Изучение степени загрязненности воздуха в Валдгеймской средней школе», «Получение латекса из комнатных растений в средней школы с. Валдгейм».

Все работы представлены на школьных и муниципальных конференциях проектно-исследовательских работ, первых две стали призерами школьной конференции – 1 и 2 места. Диплом победителя XI муниципальной ученической конференции проектно-исследовательских работ «Мои исследования и открытия» получил проект «Соль поваренная и соль пищевая» (автор Ларкина С.). Этот проект участвовал в финале областного конкурса «Ярмарка проектов». Проектно-исследовательская работа «Получение латекса из комнатных растений в средней школы с. Валдгейм» была представлена на ежегодной ученической Пироговской конференции (г. Москва) – сертификат участия. Участие в VI Межрегиональном химическом турнире г. Москва команды «Анионы Шквала».

Задача 5. Сверхтяжелые собратья

Мы знаем довольно много о самом тяжелом из стабильных галогенов – иоде. Его соединения содержатся в морских водорослях, иодиды и иодаты калия добавляют в поваренную соль, и в целом иод – необходимый компонент нашего рациона.

С точки зрения химии иод интересен, в частности, цветом простого вещества и других соединений. В то время как фториды, хлориды и бромиды свинца – белые порошки, иодид свинца – желтый. То же верно и про иодид серебра. Пары иода имеют насыщенно фиолетовую окраску. Химические свойства иода тоже отличаются от других галогенов, например, иодная кислота в водных растворах существует в виде H5IO6, а хлорная – в виде HClO4.

А какого цвета астат в виде простого вещества и его соединений? Спрогнозируйте, насколько отличаются его химические свойства от свойств хлора, брома и иода. Поясните свой ответ и приведите несколько гипотетических уравнений, демонстрирующих химические свойства астата. Сможете ли вы, руководствуясь той же логикой, предложить гипотезы о химических свойствах теннессина (Ts) и его соединений, если бы он был стабильным элементом?

Важнейшей формой работы с мотивированными учащимися являются олимпиады. Работа по подготовке к олимпиадам школьного, муниципального, регионального уровней провожу в течение всего учебного года и даже в течение ряда лет. Для подготовки учащихся к олимпиадам использую индивидуальный подход, корректное выстраивание индивидуального образовательного маршрута для каждого участника олимпиады.

Данная система позволяет мне, как наставнику, максимально эффективно сопровождать наставляемого в ходе работы, помогает выстроить закономерный и логичный план работы.

Форма наставничества «учитель – ученик»

Программу, которую представляю в данном опыте, реализую через проектно-исследовательскую деятельность и подготовке к олимпиадам различного уровня.

Предполагает взаимодействие педагогов (учитель) и обучающихся (ученик) МКОУ СОШ им. И.А Пришкольника – основной формой наставничества программы «Учитель-ученик» является форма «учитель-ученик».

Данная форма предполагает взаимодействие обучающегося школы и учителя (педагога), при котором наставник активизирует личностный потенциал наставляемого, усиливает его мотивацию к учебе и самореализации, формировании жизненных целей и расстановке приоритетов. Базовая образовательная технология практики – индивидуальное наставничество и личное наставничество.

Применяемые в программе элементы технологии : ситуационное наставничество.

Цели:

создать условия для выявления, поддержки и развития мотивированных детей, их самореализации в соответствии со способностями;

— совершенствовать учебные навыки и практические умения в изучении естественно-научных дисциплин.

Задачи:

1. Сформировать исследовательские навыки и умения в соответствии с возрастом;

2. Повысить интерес к предметам естественного цикла;

3. Осознать практическую значимость предметов, таких как химия, биология, их связь с реальной жизнью;

4. Увеличить вовлеченность обучающихся в исследовательскую и проектную деятельность;

5. Обеспечить количественный и качественный рост успешно реализованных образовательных, исследовательских и творческих проектов;

6. Получить представление о своей будущей профессии, своих перспективах и способах действия для достижения целей.

Результатом правильной организации работы наставников будет высокий уровень включенности наставляемых во все социальные, культурные и образовательные процессы МКОУ СОШ им. И.А. Пришкольника с. Валдгейм, что окажет несомненное положительное влияние на эмоциональный фон в коллективе, общий статус школы. Обучающиеся – наставляемые подросткового возраста – получат необходимый стимул к образовательному, культурному, интеллектуальному совершенствованию, самореализации, а также развитию необходимых компетенций.