Омельченко Вероника Леонидовна,
учитель английского языка
МКОУ «СОШ с. Ленинское»

«Если мы в наш класс ввели стройность в занятиях, не, утомляем детей слишком продолжительным для их возраста занятием в одном направлении и в то же время не допускаем и классной скуки, не оставляя ни на одну минуту ни одно дитя без дела; если мы сумели сделать эти занятия занимательными для ребенка и в то же время собственной своей ревностью и серьезностью, никогда, впрочем, не переходящею в суровость, внушили детям уважение к исполнению своих обязанностей; если сделали эти обязанности ни слишком легкими, чтобы их нельзя было заметить, ни слишком трудными, чтобы погнулась под ними слабая натура дитяти; если не требуем от ребенка развития, которое в нем в настоящее время совершается; если, наконец, нравственная природа наша такова, что дети могут полюбить нас, то классная дисциплина в наших руках.», – писал К.Д. Ушинский.

Статья «О классной дисциплине» была написана в 1864г. По настоящее время она остаётся одной из самых значимых благодаря тому, что ученическое поведение всегда было камнем преткновения многих преподавателей. Как же К.Д. Ушинский описывал дисциплину старой школы? По его словам, самым противоречивым началом всегда был страх перед учителем, ведь именно он «раздаёт награды и наказания.» Одним из пагубных последствий такого поведение является лицемерие, так как ребёнок не в состоянии перечить, но при этом он и не согласен с учителем. Неподвижное поведение, которого требуют нормы, может навредить ученикам, а также вызвать то, чего не хотел бы ни один учитель – классную скуку.

К.Д. Ушинский объясняет это тем же лицемерием, ведь ученик может строить из себя самого внимательного ребёнка, но при этом исподтишка делать пакости своему соседу по парте. Так как школьники, особенно младшего возраста, едва могут просидеть на месте долго, начинают искать выход своей энергии, для них тяжело долго сосредотачивать внимание на одном предмете, поэтому они начинают искать чем бы ещё заняться. Как бы прискорбно это не звучало, школьники вместо того, чтобы немного отдохнуть получали суровое наказание. В наше время телесные наказания запрещены, тем не менее, учителя всё равно осаживают детей, вместо того, чтобы, например, провести небольшую зарядку ради разрядки обстановки на уроке.

Благодаря «сидению смирно» дети уже были не побуждаемы к каким-либо действиям. Ученики не всегда понимают, для чего им нужно сидеть тихо и слушать учителя в то время, когда в них столько сил действовать и творить.

Подобное поведение порождает ту кучу школьных проступков, с которыми так трудно бороться дисциплине. «В школьной скуке скрывается источник множества детских проступков и даже пороков: шалостей, лени, капризов, от вращения от учения, хитрости, лицемерия, обманов и тайных грехов. Уничтожьте школьную скуку — и вся эта смрадная туча, приводящая в отчаянье педагога и отравляющая светлый поток детской жизни, исчезнет сама собой.» Бывают моменты, когда учителю трудно вести урок в том или ином классе, и, с одной стороны, причиной этому может быть элементарная детская лень, а с другой стороны, некое сопротивление детской натуры. В современном мире ученики научились «давать отпор» жестоким, по их мнению, требованиям учителя, ведь чем сильнее давить авторитетом на ученика, тем сильнее он будет сопротивляться.

«В школе должна царствовать серьезность, допускающая шутку, но не превращающая всего дела в шутку, ласковость без приторности, справедливость без придирчивости, доброта без слабости, порядок без педантизма и главное постоянная разумная деятельность. Тогда добрые чувства и стремления сами собой разовьются в детях, а начатки дурных наклонностей, приобретённые, быть может, прежде, понемногу изгладятся.» Таким образом К.Д. Ушинский показывает, что самый лучший способ безболезненно наладить дисциплину в классе – предрасположить к себе учеников. Это «гигиеническое влияние школы действует незаметно, но чрезвычайно сильно и прочно. Оно гораздо важнее того патологического влияния, которое оказывает школа поощрениями, наказаниями и моральными наставлениями.» Ведь чем более заинтересован ребёнок в обучении, тем меньше наград и наказаний требуется.

К.Д. Ушинский рассматривает поощрения и наказания не как лекарство, которое может излечить недуг «плохой дисциплины», а как новую болезнь, которая должна вытеснить старую. Константин Дмитриевич считает, что таким образом показывается только несовершенство искусства воспитания. «Лечат только больного, но, к счастью, в наше время болезни нравственные и физические – весьма обыкновенная вещь в детском возрасте, а наше домашнее воспитание и устройство школ, в особенности закрытых, таковы, что не только не уничтожают зачатков нравственных и физических болезней, но часто развивают их с ужасающей быстротой и силой, так что для излечения их приходится прибегать к ядам, вытесняющим одну болезнь и поселяющим на ее место другую.» природа всех наказаний и поощрений, сильно действует на детское самолюбие, а также основывается на одном страхе, чувстве боли и т. п. «Много говорили у нас о том, чтобы выгнать все наказания из школы, но рациональнее было бы требовать такого устройства школ, при котором награды и наказания сделались бы ненужными.» Педагог таким образом пытается донести, что самым важным поощрением для школьника должны быть не награды, не оценки, а знания, которые он сможет применить на своём жизненном опыте.

Одним из немаловажных факторов в данной работе являются моральные сентенции. Можно сколько угодно поучать детей с помощью высоко — интеллектуальных слов, но едва ли они будут лучше физического наказания в следствии своей бесполезности. Нет смысла говорить что-то ученику, используя «высокий слог», если он не понимает о чём идёт речь. Последствием такого воспитания станет вновь лицемерие так как ученик не сможет на себе ощутить смысл сказанных слов.

Классная деятельность, построенная разумно принесёт больше пользы для морального и физического здоровья учеников, чем страх, который дети могут испытывать на уроке. Стресс, переносимый в течение занятия станет лишь помехой к запоминанию материала. Стоит понимать, что школьники, особенно начальная школа, могут тяжело переносить какие-либо поучительные слова, в итоге они вообще могут отбить любое желание изучать данный предмет.

«В разумно устроенной школе наказаний за леность быть не может, потому что уроки выучиваются в классе; наказаний за шалости – также, потому что дети заняты и шалить им некогда. Все, что может быть допущено в такой школе, так это самые легкие взыскания за невнимательность или поощрения за внимание.»