Бабаянц Ольга Олеговна

учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия № 1» г. Биробиджан.

Мастер – класс по русской литературе с применением технологии развития критического мышления посредством чтения и письма

Цель мастер-класса: создание условий для передачи опыта по использованию технологии развития критического мышления на уроках русской литературы.

Задачи:

1) обеспечить активность участников в предстоящей деятельности;

2) оценить эффективность взаимодействия педагога и участников мастер-класса;

  1. определить значимость полученных знаний и умений для использования в дальнейшей педагогической деятельности.

Форма мастер-класса: лекция-беседа с использованием компьютерной презентации, практическое занятие.

Оборудование: презентация, раздаточный материал для выполнения практической работы участниками мастер-класса.

Приёмы: творческие задания, вовлечение участников в работу, рефлексия.

Ход занятия

  1. Организационно-мотивационный этап

Добрый день, уважаемые коллеги! Рада приветствовать вас! Сегодня я поделюсь опытом своей работы по использованию технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы. Я надеюсь, вы получите для себя полезную информацию, которую сможете использовать в своей педагогической деятельности.

Начнем мы нашу работу с небольшой разминки.

Упражнение разминка «Нас с тобой объединяет…»

Каждый участник, называя своё имя по кругу, обращаясь по очереди к соседу, находит общее между собой и тем человеком, к которому он обращается, заканчивая предложение

«Нас с тобой объединяет…».

Задача: снять напряжение, усталость, создать атмосферу психологического и коммуникативного комфорта.

Участвуют все педагоги.

Как вы думаете, чему способствует проведение данного упражнения?

  1. Презентация опыта

В современном мире педагогика сталкивается с вызовом повышения мотивации учеников к обучению, особенно в таких областях, как русский язык и литература. Как справедливо отмечает китайская мудрость: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я пойму». Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. А для этого педагог должен обладать рядом личностных качеств, таких как гибкость, эмпатия, восприимчивость к потребностям учеников, умение придать преподаванию личностную окраску, эмоциональная уравновешенность, уверенность в себе и доброжелательность. Кроме того, учитель должен быть искренне заинтересован в своей деятельности и объективно относиться к успехам и неудачам своих учеников.

И сразу возникает несколько вопросов:

—Как учить детей без принуждения?

—Как помочь им раскрыть свои возможности?

—Как сделать предмет интересным для всех?

Получить практические ответы на поставленные вопросы позволяет образовательная технология развития критического мышления посредством чтения и письма.

Технология развития критического мышления – стадии и методические приемы

Технология развития критического мышления включает три этапа или стадии:

Первый этап – вызов, основывается на том, что учащиеся уже имеют предварительные знания по данной теме. Они вспоминают все, что им известно и задают вопросы, на которые хотели бы получить ответы. Важно отметить, что любое мнение ценно.

Второй этап – осмысление, предполагает получение новой информации, но не от учителя. Ученики активно взаимодействуют с материалом.

Третий этап – рефлексия, подразумевает систематизацию и обработку новой информации, а также коррекцию возможных представлений, вызванных этапом вызова.

Если рассмотреть эти три стадии занятий с точки зрения традиционного урока, становится очевидно, что они не несут принципиальной новизны для учителя. Эти этапы почти всегда присутствуют, только называются иначе. Например, «вызов» для учителя может быть введением в проблему или актуализацией знаний учащихся. А «осмысление» – это часть урока, посвященная изучению нового материала. Третий этап, связанный с закреплением материала и проверкой его усвоения, также присутствует в традиционном уроке.

В чем же заключается разница? Что принципиально нового может принести технология критического мышления?

Элементы новизны содержатся в методических приемах, ориентированных на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждом этапе урока применяются соответствующие методы. Их существует множество.

Сегодня я расскажу вам о приемах, которые могут быть успешно использованы учителем на уроках, основанных на данной технологии. Хотя за время работы по данной методике я не могу сказать, что использую все эти приемы, некоторые из них я применяю довольно успешно.

  1. Моделирование. Практическая часть

Сейчас я предлагаю вам самим попробовать использовать данную технологию и на практике и ознакомиться с некоторыми методическими приемами.

Стадия вызова

Представьте, что вы учащиеся.

Прием «Ассоциация» + прием «Невидимые картинки»

С чем у вас ассоциируется любовь? Постарайтесь это показать своему собеседнику при помощи жестов.

Отлично, вы молодцы.

Сейчас я хочу, чтобы мы познакомились со стихотворением, тема которого любовь.

Чтениестихотворения.

Стадия осмысления.

Прием «Пометки на полях»

Во время чтения используем прием «Пометки на полях». Я его использовала на своем открытом уроке. Но хочу отметить, что данный прием может использоваться в разных ситуациях и с различными пометками. На открытом уроке мы использовали галочку, плюс и вопросительный знак. Сегодня мы будем использовать

знаком «минус» помечается то, что противоречит вашему представлению о любви;

+ знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным;

?«вопросительныйзнак»ставится,есличто-тонеясно,возникложеланиеузнатьбольше.

У вас есть на это 2 минуты.

Давайте узнаем, что вы отметили знаком минус, знаком вопрос, знаком «плюс».

Итак, хорошо.

После того, как мы познакомились с текстом стихотворения, мы можем использовать прием «Ключевые слова». Итак, найдите в каждой строфе одно или несколько ключевых слов. Просканируйте qr-код на экране или на вашей закладке, перейдите по ссылке и напишите ваши ключевые слова или фразы. На экране мы с вами увидим получившееся облако ключевых слов.

Ключевые слова определили. А теперь, используя ключевые слова, попробуйте превратить стихотворение в прозу. Что произошло? Мы составили кластер. Работа с кластерами – способ формирования учебно-познавательной мотивации на уроке.

Стадия рефлексии

«Нарисуйте свое впечатление».

Приемы психологического рисунка дают возможность выразить понимание абстрактных понятий, внутренний мир через зрительные образы. Можно дать задание нарисовать совесть, месть, добро, зло и затем объяснить свои рисунки. Прием интересен на уроках русской литературы. Я применяю чаще всего данный прием при изучении лирических произведений, как и на нашем мастер-классе

  1. Представление результатов работы

А сейчас самое время проверить насколько вы прониклись данным стихотворение. Я попрошу вас прочитать данное стихотворение с выражением и используя разные эмоции (страдание (от несчастной любви), умиротворение и опыт (когда вы прожили в браке 50 счастливых лет), радость и счастье (когда вы наконец-то встретили свою вторую половину и у вас конфетно-букетный период).

Спасибо нашим великолепным чтецам.

Обычно на уроках литературы мы можем лишь догадываться что хотел сказать автор своим стихотворением и не имеем возможности спросить об этом у него напрямую. Но нам сегодня несказанно повезло – автор этого чудесного стихотворения притаился среди нас. Это Стекольщиков Никита Сергеевич. Скажите, пожалуйста, правильно ли мы его трактовали и читали сегодня?

  1. Рефлексия

Закончить свой мастер-класс я бы хотела, используя прием «Чемодан или песочные часы».

Обратимся снова к вашим закладкам. На них сверху два изображения.

Покажите чемодан – информация сегодня была важна и полезна, и вы возьмете её с собой.

Покажите песочные часы – информация была полезна, но оставила возможность для размышления. Этот приём можно было видеть на моём открытом уроке. Я жду ваших решений.

«Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем». Поэтому определяясь с целями, оглянитесь на то, что уже сделано.

Я желаю вам удачи и хорошего настроения.