Бабаянц Ольга Олеговна

учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия № 1» г. Биробиджан.

Проект урока литературы

«Поэзия второй половины XX – начала XXI века. Страницы жизни и творчества В.С.Высоцкого. Авторская песня. Творческая лаборатория»

Тема урока:

Поэзия второй половины XX – начала XXI века. Страницы жизни и творчества В.С.Высоцкого. Авторская песня. Творческая лаборатория.

Тип урока:

Усвоение новых знаний (обзорный урок).

Цель урока:

Создание условий для формирования представлений об особенностях авторской песни как уникального явления русской культуры на примере особенностей творчества В.С.Высоцкого.

Задачи урока

Образовательная:

Показать место авторской песни в развитии литературного процесса на примере особенностей творчества В.С.Высоцкого.

Развивающая:

Развивать читательский и музыкальный вкус, интерес к поэтическому слову.

Воспитательная:

Способствовать активно жизненной позиции, воспитанию патриотизма и гуманного отношения к людям.

Планируемые результаты:

Метапредметные:

Личностные УУД:

  • формирование у обучающихся интереса к деятельности поэта, его внутреннему миру;

  • развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Регулятивные УУД:

  • развитие умений самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

  • развитие умений оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственных возможностей.

    Познавательный УУД:

  • развитие умений осознано выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

    Коммуникативные УУД:

  • развитие умений организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

    Предметные:

  • понимание сути и особенностей творчества В.С. Высоцкого и его места в русской литературе и музыкальной культуре.

Этапы урока:

1. Организационный

знакомство с учениками, психологический и эмоциональный настрой на урок.

2. Определение темы

Мысленный перенос обучающихся в конец XX века. Постановка темы и формулирование учебных задач с помощью одного атмосферного предмета.

3. Знакомство с новым материалом

Знакомство с раздаточным материалом, проводником в мир новых знаний.

Россия в эпоху ожидании грандиозных перемен. Отторжение первичных устоев и бурные поиски нового: новых форм, новых рифм, новых слов. Особый вид поэтического творчества — жанр авторской песни, когда автор сочиняет слова, музыку и сам представляет публике результаты своего творчества.

Появление квартирников.

Внесение изменений в антураж кабинета. Приглашение на квартирник.

Представление произведений Высоцкого, с которыми обучающиеся будут работать на уроке» «Баллада о детстве», «Люблю тебя сейчас…», «Идет охота на волков».

Моменты биографии В.С. Высоцкого.

Работа с текстом, выполнение заданий.

4. Работа по теме урока

«Баллада о детстве» — произведение, наполненное многочисленными деталями, позволяющими с уверенностью говорить об автобиографическом характере произведения.

Работа с текстом.

«Люблю тебя сейчас…»

«Он был больше, чем просто муж. Он был хорошим товарищем, с которым я могла делиться всем, что было на душе. И он рассказал мне о своих делах, планах, мне первой читал новые стихи и новые песни. Придет после спектакля домой уставший, «измотанный», все равно могли полночи болтать о жизни, театре — обо всем».

Марина Влади

Работа над композицией стихотворения.

«Идет охота на волков — отражает конфликт Высоцкого с бездушной социальной системой, догматической тоталитарной идеологией. Волк — символ внутренней свободы человека, его ответственности.

5. Подведение итогов урока

Поэзия 1960-х годов отходила от идеологических штампов, обретала спорность, совершала художественные открытия. В это время главным в поэзии было утверждение ценности человека, его неповторимой личности, человеческого достоинства.

6. Рефлексия деятельности

Работа со штампами на скатерти. Возможность охарактеризовать Высоцкого таким, каким себе его представляют ребята.

В советской время была традиция: на каждый праздник, на каждое памятное событие посылать друг другу открытки.

Работа с открытками.

На открытках есть QR-коды, которые помогут узнать чуть больше об это великом человеке. Один код — фонетика Высоцкого, второй — документальный код о нем, а третий код — фильм «Высота», в котором можно увидеть Высоцкого — актера.