Бабаянц Ольга Олеговна
учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия № 1» г. Биробиджан.
Проект урока литературы
«Поэзия второй половины XX – начала XXI века. Страницы жизни и творчества В.С.Высоцкого. Авторская песня. Творческая лаборатория»
Тема урока:
Поэзия второй половины XX – начала XXI века. Страницы жизни и творчества В.С.Высоцкого. Авторская песня. Творческая лаборатория.
Тип урока:
Усвоение новых знаний (обзорный урок).
Цель урока:
Создание условий для формирования представлений об особенностях авторской песни как уникального явления русской культуры на примере особенностей творчества В.С.Высоцкого.
Задачи урока
Образовательная:
Показать место авторской песни в развитии литературного процесса на примере особенностей творчества В.С.Высоцкого.
Развивающая:
Развивать читательский и музыкальный вкус, интерес к поэтическому слову.
Воспитательная:
Способствовать активно жизненной позиции, воспитанию патриотизма и гуманного отношения к людям.
Планируемые результаты:
Метапредметные:
Личностные УУД:
-
формирование у обучающихся интереса к деятельности поэта, его внутреннему миру;
-
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Регулятивные УУД:
-
развитие умений самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
-
развитие умений оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственных возможностей.
Познавательный УУД:
-
развитие умений осознано выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Коммуникативные УУД:
-
развитие умений организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
Предметные:
-
понимание сути и особенностей творчества В.С. Высоцкого и его места в русской литературе и музыкальной культуре.
Этапы урока:
1. Организационный
знакомство с учениками, психологический и эмоциональный настрой на урок.
2. Определение темы
Мысленный перенос обучающихся в конец XX века. Постановка темы и формулирование учебных задач с помощью одного атмосферного предмета.
3. Знакомство с новым материалом
Знакомство с раздаточным материалом, проводником в мир новых знаний.
Россия в эпоху ожидании грандиозных перемен. Отторжение первичных устоев и бурные поиски нового: новых форм, новых рифм, новых слов. Особый вид поэтического творчества — жанр авторской песни, когда автор сочиняет слова, музыку и сам представляет публике результаты своего творчества.
Появление квартирников.
Внесение изменений в антураж кабинета. Приглашение на квартирник.
Представление произведений Высоцкого, с которыми обучающиеся будут работать на уроке» «Баллада о детстве», «Люблю тебя сейчас…», «Идет охота на волков».
Моменты биографии В.С. Высоцкого.
Работа с текстом, выполнение заданий.
4. Работа по теме урока
«Баллада о детстве» — произведение, наполненное многочисленными деталями, позволяющими с уверенностью говорить об автобиографическом характере произведения.
Работа с текстом.
«Люблю тебя сейчас…»
«Он был больше, чем просто муж. Он был хорошим товарищем, с которым я могла делиться всем, что было на душе. И он рассказал мне о своих делах, планах, мне первой читал новые стихи и новые песни. Придет после спектакля домой уставший, «измотанный», все равно могли полночи болтать о жизни, театре — обо всем».
Марина Влади
Работа над композицией стихотворения.
«Идет охота на волков — отражает конфликт Высоцкого с бездушной социальной системой, догматической тоталитарной идеологией. Волк — символ внутренней свободы человека, его ответственности.
5. Подведение итогов урока
Поэзия 1960-х годов отходила от идеологических штампов, обретала спорность, совершала художественные открытия. В это время главным в поэзии было утверждение ценности человека, его неповторимой личности, человеческого достоинства.
6. Рефлексия деятельности
Работа со штампами на скатерти. Возможность охарактеризовать Высоцкого таким, каким себе его представляют ребята.
В советской время была традиция: на каждый праздник, на каждое памятное событие посылать друг другу открытки.
Работа с открытками.
На открытках есть QR-коды, которые помогут узнать чуть больше об это великом человеке. Один код — фонетика Высоцкого, второй — документальный код о нем, а третий код — фильм «Высота», в котором можно увидеть Высоцкого — актера.