Наталья Владимировна Полодюк,
учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ№ 5»
Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу,
Дьяволу служить или пророку,
Каждый выбирает для себя
Добрый день, уважаемые коллеги!
Из эпиграфа к моему выступлению вы уже догадались, о чём пойдет речь. Все мы знаем картину «Витязь на распутье» замечательного русского художника Виктора Михайловича Васнецова.
На этом полотне мы видим витязя или богатыря перед камнем. Обычно в былинах и сказках на камне написано направление дальнейшего пути. А вернее сказать, выбор: по какой дороге идти дальше. И пусть Васнецов нарочно спрятал два нижних варианта под мхом, но все мы с детства знаем – выбор есть всегда. И последствия его тоже. «Как пряму ехати – живу не бывати – нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному. Направу ехати – женату быти. Налеву ехати – богату быти». Старинный текст из русских былин про Илью Муромца преследовал художника Виктора Васнецова всю жизнь. Тема выбора пути, когда резко меняется весь жизненный путь, постоянно возникала перед ним, перед взрослым человеком. Так же, как и перед каждым из нас. А как ребёнку понять, где правильный выбор, а где можно оступиться. Жизненный опыт ребенок, безусловно, получает в семье. А вот за духовно-нравственное воспитание своих учеников в какой-то мере отвечаем мы с вами, учителя русского языка и литературы. Я это говорю с уверенности, потому что сама живу по тем заповедям, правилам, критериям, которым меня научила 35 лет назад моя учительница русского языка и литературы Каган Серафима Юрьевна. Именно воспитатели, педагоги влияют на повседневную жизнь, на поступки детей. Все мы помним известную пословицу: «Посеешь поступок – пожнешь привычку. Посеешь привычку – пожнешь характер. Посеешь характер – пожнешь судьбу». В ней тоже о важности ежедневного волевого выбора и благого действия. И мы не можем быть для детей безучастным зрителем их судьбы, творящейся на наших глазах. И даже не камнем, сухо информирующим о последствиях. Но по-настоящему мудрыми и добрыми наставниками, помогающими познать великую ответственность, но и великую радость свободы перед лицом нравственного выбора.
Сегодня на каждого из нас обрушивается такой колоссальный поток информации, о котором не могли себе даже помыслить наши предки. И далеко не всегда эта информация призвана научить, воспитать, призвать к добрым действиям. И выбрать правильную – сложная задача даже для нас, взрослых, что уж говорить о детях. О наших учениках, которым на основании нашего вчерашнего опыта, о котором мы рассказываем им сегодня, предстоит строить завтрашний день. И не напишешь на каждом камне, лежащем у распутья, что ожидает их при выборе пути направо, прямо или налево. Здесь по слову апостола Павла нужно, чтобы чувства были навыком приучены к различению добра и зла . Эта проверка происходит в нашей жизни постоянно, мы часто, подобно васнецовскому витязю, оказываемся на распутье, порой даже не замечая этого. Русский философ Николай Александрович Бердяев писал: «В ситуациях конфликта человек видит свою задачу в том, чтобы сделать правильный и достойный выбор. Выбор морального образа мысли и действия и отказ от пути приспособленчества, карьеры, корысти или страсти важен в качестве первого шага и постоянных его повторений перед лицом искушений. Однако собственно выбор не исчерпывается этим: он заключается в выборе между добром и злом». Даже если сегодня выбор кажется нам неважным, незначительным, он влияет на нашу жизнь. Каждый выбор сводится к тому, каким человеком мы становимся вследствие этого действия, и к выбору того, кем на самом деле мы являемся.
Нам нужен путь.
«А лучший путь — спешить к лучшему.
Великий путь — созидать великое.
Прекрасный путь — творить прекрасное.
Путь добра — творить добро.
Путь восхождения — восходить.
И всякий путь — в Сердце.
Путь к Сердцу – жить Сердцем», – писал Ш. Амонашвили.
О таких примерах нравственного выбора, которые делали русскую культуру подлинно великой, мы говорим с детьми на уроках литературы. В этом я вижу особую миссию педагогов, родителей и всех, кто занимается воспитанием юных – учить детей выбирать, а не слепо следовать проторенному пути или, напротив, новомодным идеям. И прививать им волю к этому выбору. А в XIX веке основоположник научной педагогики в России Константин Дмитриевич Ушинский писал: « Задача воспитания – пробудить внимание к духовной жизни … Если наш воспитанник знает много, но интересуется пустыми интересами, если он ведет себя отлично, но в нем не пробуждено живое внимание к нравственному и прекрасному – вы не достигли цели воспитания. Воспитание призвано оказывать влияние на нравственность общества, возвышать дух над телом, выдвигать вперед духовные потребности».
В современных условиях на литературу как учебный предмет возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью сознания себя гражданином России. В общественной атмосфере сегодняшнего дня, когда романтизм не в моде, когда бескорыстие, милосердие, доброта, патриотизм стали дефицитом, духовное возрождение человека – это проблема, от решения которой зависит будущее страны. Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что качество образования определяется качеством личностного, духовного, гражданского развития подрастающего поколения. Поэтому, анализируя множество ролей, в которые нам, учителям, приходится воплощаться, считаю особо значимой роль педагога-воспитателя, целенаправленно и организованно помогающего ребёнку «восходить к культуре современного ему общества и развивать способности жить в этом обществе».
Литература выделяется в системе школьных предметов, так как обладает немаловажной особенностью: помогает нравственному становлению, приобретению моральных, этических жизненных принципов.
Почему это происходит? Литературные произведения – это духовный опыт поколений, передаваемый как в форме устных повествований (сказки, былины, легенды, предания, сказания), так и на страницах печатных литературных произведений разных родов и жанров. И одна из важнейших целей литературного школьного образования – помочь ученикам понять и принять нравственные заветы, хранящиеся в произведениях русской и зарубежной литературы.
«…Общение с книгой – это, прежде всего, общение с жизнью!»
Преподавание литературы в пятом классе начинается с изучения фольклора, который доносит до читателей из глубины веков народные представления о таких важных этических категориях, как добро и зло, верность, преданность, любовь к Родине и предательство, отвага и трусость, и многое другое. Шагая по страницам учебника литературы, наши ученики окунаются в мир русских народных сказок, в которых становятся свидетелями поступков героев. Задача учителя – направить анализ текста сказки на выяснение авторской (народной) позиции, по отношению к событиям и героям. Таким образом, мы готовим учащихся к целостному восприятию художественного произведения, к пониманию единства его формы и содержания, и в то же время помогаем им определять характеры героев и давать оценку их поступкам. Тем самым мы на пути развития такого элемента читательского восприятия, как эмоциональный отклик на поступки героев, формирования у своих учеников осмысленной нравственной позиции. На уроках литературы мы стараемся поставить ученика «внутрь» художественного произведения, предлагаем понять и принять (или не принять) мысли и действия героев, оценить их личности и сопоставить, а если нужно, и скорректировать свою точку зрения с точкой зрения народа.
Очень важно, чтобы ученики увидели, что этические народные принципы (доброта, честность, любовь к Родине, бескорыстная помощь другим людям, забота об окружающих, смекалка, находчивость) поддержаны и русскими писателями, подчеркнуть нравственное единство писателей и народа.
И фольклор, и древнерусская литература, и литература XIX-XX веков провозглашает патриотизм одним из главных нравственных качеств истинно русского человека. Герои часто оказываются в ситуации нравственного выбора, и необходимо, чтобы ученики осознали, что авторы на стороне героев, выбирающих защиту интересов Родины в ущерб собственным нуждам, интересам. Поэтому самые различные виды работ при анализе художественного произведения обязательно включают задания, выявляющие нравственный аспект содержания произведения. Из фольклора и произведений духовной литературы берет начало еще одна традиция русской литературы – интерес к нравственному, духовному самосовершенствованию человека. Поэтому главные герои многих художественных произведений – молодые люди, ищущие цель и смысл жизни, формирующиеся как личности на протяжении развития действия произведения. Эти герои и их судьбы вызывают интерес у учеников, которые также на протяжении всех школьных лет проходят путь становления себя как личностей. Конечно, нравственные и философские искания молодых людей – героев произведений русской литературы зависят во многом от идей и проблем эпохи, в которую они живут, от политических, философских, нравственных позиций, занимаемых писателями. Поэтому жизненные перипетии Петра Гринева, Евгения Онегина, Григория Печорина, Евгения Базарова, Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой, на первый взгляд, могут казаться чуждыми и неинтересными современным ученикам. Но мы, учителя литературы, подводим своих учеников к мысли о том, что этические проблемы, волнующие молодых людей прошлых веков, являются вечными: проблемы чести, долга, верности слову; цели и смысла жизни; любви, дружбы, взаимопонимания, уважения чувств и мыслей других людей; проблемы взаимоотношений отцов и детей. И современным школьникам придется по мере взросления решать те же нравственные дилеммы, что и их предшественникам.
Воспитанию воли в стремлении к добру и выбору его посвятили свою жизнь и творения многие художественные произведения, включённые в школьную программу.
Программа основной школы построена, на мой взгляд, очень логично. От простого к сложному, наполняя, расширяя и углубляя знания детей, нацеливая их идти рядом с литературными героями, анализируя их поступки. И соответственно мы учим ребят не просто делать вывод и умозаключение «Это хорошо, а это плохо», но и самим вставать перед выбором. Так, возьмём изучение творчество А.С. Пушкина. В 5 классе предлагается для изучения «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». На уроке мы делаем акцент на то, что человеческая доброта семи богатырей, их порядочность в отношении к царевне, любовь, для которой нет преград, – это та мощная сила, которая способна победить зло. Герои сказки помогают детям сделать выбор в пользу добра. Учитель подтверждает и укрепляет этот выбор, делая границу между добром и злом четкой и ясной. Именно так дети смогут разглядеть, что плохо, а что хорошо. Зло нельзя причинять или вообще допускать – вот главная задача морального поведения человека.
В 6 классе творчество А.С. Пушкина представлено изучением повести «Дубровский», основной темой которой является бунт и протест главного героя, который восстаёт против несправедливого общества. Автор предупреждает нас, что, пойдя по этому пути, человек добровольно жертвует собственным счастьем, чтобы вступить в схватку, которую ему суждено рано или поздно проиграть. Работая над произведением, мы подводим своих учеников к выводу: роман «Дубровский» учит нас тому, что нет ничего важнее, чем человеческое достоинство, герой оказался перед выбором. Владимир сделал свой выбор – он встал на тропу мести. В результате работы над произведением мы приходим к выводу: в какой бы ситуации ни оказался человек, он всегда должен помнить о милосердии, доброте и снисхождении – как в семье, так как в общественных отношениях.
В 7 классе мы изучаем «Повести Белкина», читаем и анализируем повесть «Станционный смотритель», в которой Пушкин не объясняет поступки своих героев, предоставляя право нам и нашим ученикам делать собственные выводы: жить по совести, не делать зла ближним, радоваться тому, что имеешь.
Программа 8 класса предлагает изучение повести «Капитанская дочка». Основная мысль данного произведения вынесена в эпиграф: «Береги честь смолоду». Ученики приходят к выводу: многое в становлении характера зависит от воспитания, от той среды, где жил и воспитывался человек. Немаловажную роль в этом играет личный пример старших товарищей, их самоотверженность и отвага, твердое убеждение в своей правоте, целеустремленность и непоколебимая воля.
Разбираясь в том, чему учит это произведение, начинаешь понимать, что автор призывает к тому, что честь человека воспитывается с юных лет, и только твёрдые убеждения и сильная воля дают возможность сделать правильный нравственный выбор.
В 9 классе происходит знакомство с романом в стихах «Евгений Онегин». Анализируя произведение «Евгений Онегин», мы говорим с учениками о том, что главный герой не может применить себя ни в какой сфере, он не создает семью, не посвящает себя служению Отечеству, не делает ничего полезного для себя или людей.
При этом он утрачивает и способность радоваться развлечениям светской жизни, ведь за ней пустота, ложь, фальшь и эгоизм. Умом и душой он видит пороки общества, но ничего не может с этим сделать, разве что пассивно устраниться от света.Ученики говорят на уроках, что роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» в сегда остается актуальным. Он учит нас быть способными делать свой собственный выбор и жить полной жизнью.
Так, шаг за шагом, переходя из класса в класс, размышляя над характерами и поступками героев литературных произведений, наши ученики учатся различать добро и зло, и хочется верить, что подобно Васнецовскому витязю, оказавшись на распутье, они смогут сделать правильный выбор в жизни.
Каждый выбирает для себя. Выбираю тоже, как умею. Ни к кому претензий не имею, Каждый выбирает для себя.
Мы, словесники, учителя русского языка и литературы, учась сами, учим своих учеников всегда делать правильный выбор, «держать Сердце в чистоте».
Литература
- Антонова, Е.С. Развитие речи и мышления учащихся на основе интеграции обучения в общеобразовательной школе. – М., 2001.
- Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно ориентированного образования. Ростов-на-Дону, 2007.
- Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. – 2004. – № 5. – С. 5-12.
- Маранцман, В.Г. Труд читателя: От восприятия литературного произведения к анализу: книга для учащихся старших классов средней школы. – М., 1986.
- Озеров, Ю.А. Раздумья перед сочинением. – М., 1998.
- Пахнова, Т.М. Роль речевой среды в процессе формирования языковой личности // Русский язык в школе. – 2012. – № 12. – С. 3-9.