Екатерина Владимировна Котловская,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ № 3 п. Смидович»
В современной жизни давно доказано, что успешность человека определяется не объёмом знаний, а умением его применять. С момента введения государственной итоговой аттестации по русскому языку в форме основного государственного экзамена вопрос подготовки учащихся стал одним из актуальных. Итоговая аттестация – это первая серьезная проверка эффективности учебной деятельности ученика, а подготовка к ГИА – это всегда ответственный процесс. И от того, насколько грамотно он будет построен, зависит его результат.
Вопросы нравственного развития и воспитания человека волновали общество во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема духовно-нравственного воспитания становиться все более актуальной.
Отсутствие духовного развития у современного поколения привело к нравственному опустошению. Не стало доверия, человечности. Ребята стараются сделать окружающим больнее, обиднее, не задумываясь о том, каково это.
Кто, как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка, должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. Именно поэтому учитель, решая задачи воспитания, должен опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому определить ценностные основы собственной жизнедеятельности. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовно-культурная жизнь школьника.
Считаю, что духовность и нравственность – понятия, существующие в неразрывном единстве.
Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром. Одним из сильнейших источников духовности является совесть.
Нравственность – это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приемы передачи вовне своего внутреннего духовного мира.
Под духовно-нравственным воспитанием и развитием будем подразумевать содержательное становление личности ребёнка, формирование у него системы ценностей, определяющих позицию человека в отношении конечных вопросах бытия, смысла жизни.
Цель педагогической деятельности – средствами русского языка способствовать формированию личности ребёнка, ориентированной на устойчивое развитие, обладающей способностью к самосовершенствованию, способной принимать решения и брать ответственность за своё нравственное и физическое здоровье.
Поэтому на своих уроках стараюсь опираться на принципы духовно-нравственного воспитания:
-
Формирование духовно-нравственных ориентиров.
-
Формирование потребности самообразования, самовоспитания своих морально-волевых качеств.
-
Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности.
-
Воспитание чувства патриотизма, сопричастности к героической истории Российского государства, формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности служению Отечеству и его вооруженной защите.
-
Воспитание негативного отношения к вредным привычкам.
-
Формирование понимания значимости искусства в жизни каждого
-
Формирование представлений о семейных ценностях.
-
Формирование уважения к членам семьи, воспитание семьянина, любящего своих родителей.
-
Формирование у учащихся осознания принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе.
-
Воспитание понимания взаимосвязей между человеком, обществом, природой.
Всему этому надо учить подростков. Поэтому при подготовке к урокам стараюсь использовать тексты, воспитывающие нравственность и духовность, акцентирую внимание обучающихся на те или иные проблемы.
ОГЭ по русскому языку состоит из трех частей. Первая – это сжатое изложение, вторая – тестовая часть, основанная на тексте на нравственную тему, и третья – сочинение-рассуждение.
Фактически подготовка к написанию сжатого изложения начинается уже в начальной школе и продолжается в среднем и старшем звене. Очень важно соблюдать преемственность. Задания разнообразны: прочти текст, озаглавь его, выдели главную мысль, перескажи сжато, найди ключевые слова, фразы, раздели на абзацы, микротемы и так далее.
В пятом классе происходит осознание эмоциональной сферы, приобретение личного опыта восприятия действительности. На уроках развития речи даю понятие способы сжатия: упрощение, исключение, обобщение. Учащиеся работают с повествовательными текстами, текстами повествования с элементами описания. Работа ведётся совместно с учителем, тексты находятся перед глазами учеников. Предлагаю учащимся написать сочинения-миниатюры:
-
«Как звучит радость?», «Как пахнет день рождения?», «Какого цвета осенний (зимний, весенний, день)?»
Предполагаемые результаты на этих уроках:
-
Развитие душевной чуткости, эмпатии.
-
Преодоление «отчуждения» знания.
-
Переоценка собственного поведения и отношения к окружающим.
В 6 классе ведётся работа с текстами разных стилей речи, даётся понятие авторский замысел. Сжимать текст необходимо так, чтобы соблюдать стиль, манеру письма автора. На уроках развития речи предлагается задание – написать рассказ о самом себе с элементами самоанализа: «Когда я был маленьким», «Случай, ставший уроком», «Моё открытие».
Предполагаемые результаты на этих уроках:
-
Выполнение данных этюдных работ способствует самопознанию подростков.
-
Даёт возможность ребёнку поразмышлять о своём месте в мироздании, развивать общее духовное мироощущение
В 7 классе работа усложняется: текст воспринимается на слух и читается учителем 3 раза с промежутками в 5 минут. Работа ведётся над текстами рассуждение. Предлагаются сочинения-рассуждения на темы «Моё Я такое разное», «Я – умный», «Я как друг», «Из чего складывается дружба?», «Что порождает вражду?», «Случай, ставший уроком», «Кого я вижу в зеркале?».
Предполагаемые результаты на этих уроках:
-
Концентрация внимания ребёнка на различных сторонах осмысления собственного Я.
-
Осознание нравственных категорий, их значение для человека.
-
Ориентация на позитивные духовно-нравственные ценности, взаимопонимание, доброту, дружбу.
-
Формирование системы ценностей и приобретение собственного духовного опыта.
В 8-9 классах изложение пишем, используя аудиотексты материалов ФИПИ. Тексты публицистические и тексты-описания. Такие тексты вызывают затруднение у обучающихся, потому что не содержат сюжета, имеют сложные синтаксические конструкции, свои языковые особенности.
Для того чтобы помочь ребёнку осознать и осмыслить сущность любого нравственного понятия, необходимо рассмотреть его во всех оттенках, во взаимосвязи с другими, близкими и противоположными ему.
При прохождении темы «Синонимы», «Антонимы» подходит приём, позволяющий понять сущность нравственного понятия через сопоставление, сравнение с другими, близкими и противоположными ему.
Например: сострадание, уважение, забота, чуткость, сопереживание, сочувствие, нежность, любовь, сердечность, сочувствие, миролюбие или совесть, благородство, стыд, обязательность, память, жертвенность, чувство вины, порядочность, угрызение совести и т. д.
В своей работе при подготовке обучающихся к ОГЭ по русскому языку использую книгу типовых экзаменационных вариантов И.П. Цыбулько, Г.Т. Егораевой. Тщательно подобранные авторским коллективом тексты принадлежат перу классиков отечественной литературы, отличаются гуманистической направленностью и способствуют формированию у учащихся системы нравственных ценностей. Это отвечает требованиям «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации» до 2025 года, которая провозглашает приоритетной задачей РФ в сфере воспитания детей развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
Кроме текстов из вышеуказанного сборника использую тексты художественной литературы как богатого источника переживаний, личного интеллектуально-эмоционального опыта внутреннего поведения. Она не только способствует созданию и обогащению картины мира читателей, но и:
— позволяет в процессе анализа ситуации приобретать знания о принятых в обществе нормах поведения и общения, о вариантах решения нравственных задач, о переживании за понимаемое;
— вырабатывать оценку происходящему;
— способствовать мыслительно-эмоциональному «переносу» ребенка в ситуацию, описываемую в произведении;
— идентифицировать себя с героем произведения.
Наблюдение над текстом, его внимательное прочтение нужно для того, чтобы подростки поняли главное: зачем автор пишет свой рассказ, повесть. А, следовательно, прийти к выводу о том, в чем помогает герой разобраться читателю, чему учит данное произведение. Если школьник научится проникать в эмоциональный мир героев, выявлять авторское отношение к ним, а затем вырабатывать собственные оценки персонажей, то это будет способствовать развитию читательских навыков, повышению уровня нравственной воспитанности, формированию нравственных идеалов.
Большую помощь по формированию нравственности дают сочинения-рассуждения 9.3. по темам: «Как вы понимаете значение слова ДРУЖБА?», «Как вы понимаете значение слова ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ?», «Как вы понимаете значение слова ВЕЛИКОДУШИЕ?», «Как вы понимаете значение слова СОСТРАДАНИЕ?»,
В процессе подготовки к сочинениям обучающиеся начинают задумываться над вопросами, которые раньше не волновали их, или ответы на эти вопросы у ребят были совсем другими.
Жизнь дает не только положительные, но и отрицательные примеры. Обращать внимание школьников на негативное проявление в жизни и в поведении людей, анализировать последствия неправильных поступков, извлекать правильные выводы не только желательно, но и необходимо. Вовремя, к месту приведенный негативный пример помогает удержать подростка от неправильного поступка, формирует понятие о безнравственном.
Например, текст Бориса Васильева о том, как у слепой бабушки школьники обманным путем забрали дорогие сердцу письма ее единственного сына, который погиб в Великую Отечественную войну.
И если в начале года в сочинении «Как вы понимаете значение слова ДРУЖБА?» многие ребята писали, что друзья – это все те, с кем они общаются, что друзья – это те, с кем можно посмеяться, то уже к концу первого полугодия, они пишут, что настоящих друзей у человека может быть один или два и что друг не может смеяться над тобой или делать тебе различные неприятности для того, чтобы рассмешить других.
Также при подготовке к сочинениям предлагаю учащимся следующие высказывания:
-
Воспитание человека, понимающего обязанности нравственного выбора (Л.Е. Плескач);
-
Духовность – это «устремление человека к тем или иным высшим ценностям и смыслу, идеалу, стремление человека переделать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу и внутренне освободиться от обыденности» (В.И. Даль).
-
«Безнравственный человек – значит бессовестный» (К.Д. Ушинский).
Прошу объяснить, что же значат эти фразы, затем прошу написать сочинение-рассуждение по данным высказываниям. Таким образом, подростки приходят к выводу, что человек должен жить в согласии со своей совестью.
В процессе такой работы у учащихся формируются определенные убеждения, ценностные ориентации и установки поведения. Считаю, что воспитание должно проходить на основе, прежде всего, постижения элементарных понятий о добре и зле, хорошем и плохом, справедливом и несправедливом, что можно делать и чего делать нельзя. Любое поведение человека оценивается прежде всего с моральных позиций.
В процессе подготовки к сочинениям стараюсь объяснять ребятам, что строгое следование требованиям правовой нормы – это результат внутренней борьбы каждого человека, которой необходимы волевые качества, которые помогли бы ему победить самого себя, т. е. психологическая готовность к такой борьбе. Так как у человека должна сформироваться способность совершенствовать положительные свои качества и противостоять отрицательным. А ведь это тоже нравственность, духовность.
Естественно, на сегодняшний день духовно-нравственное воспитание не может быть представлено отдельными уроками в учебном процессе. Но хочется думать, что благодаря этим урокам ребята станут добрее, терпимее и, может быть, будут учить этому других. Ведь не зря Гегель – писал: «Когда человек совершает тот или иной нравственный поступок, то он этим еще не добродетель; он добродетель лишь в том случае, если этот способ поведения является постоянной чертой его характера».
Ведь нравственность – это наивысшая мера человечности. Она начинается с осознания долга личности, с добровольного решения поступиться своими интересами в пользу другого человека в обмен на обыкновенное чувство благодарности. И наша обязанность – воспитать это в обучающихся, чтобы они поступали именно так. Процесс формирования духовных ценностей – длительный, быстрого результата быть не может, но та работа, которая проводится учителями на уроках, поможет «заронить» драгоценное зерно в души наших учеников.