Дубенкина Анастасия Михайловна, учитель

русского языка и литературы МБОУ СОШ 24 п. Бира

Технологическая карта урока

Тема: «Личные местоимения».

Цель:

Деятельностная: 

сформировать умение учащихся правильно употреблять и писать личные местоимения;

— расширить лексический запас учащихся.

Содержательная: 

— развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, обобщать.

вызвать интерес к урокам русского языка, стремление к совершенствованию своей речевой практики.

Задачи урока

Дидактические:

— познакомить с особенностями склонения личных местоимений, их признаками и синтаксической ролью, с особенностями употребления местоимений 2 лица.

— повторить изменение местоимений по лицам, числам, по родам (3 лицо, ед. ч.).

Развивающие:

— развивать умение редактировать текст на заданную тему с личными местоимениями, правильно употребляя их в тексте;

— развивать устную и письменную речь учащихся.

Воспитательные:

— воспитывать самостоятельность, активность, ответственность, культуру поведения на уроке;

— воспитывать умение отстаивать собственную точку зрения.

Планируемый результат

Универсальные учебные действия (УУД):

Личностные: развивать этические чувства, доб­рожелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимать и сопереживать чувствам других людей, уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправ­лять ошибки с помощью учителя; уметь принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; контролировать и оценивать учебные действия.

Познавательные: уметь структурировать знания, делать выводы и обобщения; применять алгоритм; поиск и выделение необходимой информации; уметь передавать содержание в развернутом виде.

Коммуникативные: уметь взаимодействовать со сверстниками и учителем, выражать свои мысли, совершенствовать рефлексивные способности; при необходимости отстаи­вать свою точку зрения, подтверждать аргумен­ты фактами.

Оборудование: учебник русского языка, 6 класс, часть 2; рабочие листы, листы оценивания, мультимедийная презентация, раздаточный материал.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Самоопределение к деятельности.

Организационный момент.

(слайд1,2)

Здравствуйте, ребята.

Сядьте удобнее, закройте глаза. Представьте, что вы лежите на красивой поляне. Сделайте глубокий вдох и медленно делайте выдох, пусть всё напряжение уходит. Вокруг зелёная трава, вдалеке большой лес, поют птицы. Вы чувствуете, какая тёплая земля. Светит яркое солнышко. Один тёплый лучик упал на ваше лицо. Лицо стало тёплым и расслабилось. А луч света пошёл гулять дальше по вашему телу. Вам хорошо и приятно греться на солнышке. Вокруг зелёная трава, вдалеке большой лес, поют птицы. Вы чувствуете, какая тёплая земля. Земля вам даёт силу и уверенность. Сделайте глубокий вдох и медленно делайте выдох, пусть всё напряжение уходит. Ещё раз вдох и выдох… На счёт 5 вы вернётесь обратно. 1 – вы чувствуете, как хорошо лежать и отдыхать. 2,3,4 – у вас открываются глаза, 5 – вы возвращаетесь в класс полные сил и уверенности.

— Ребята, у вас на парте лежат листы оценивания. В течении урока вы будете себе ставить баллы, они прописаны напротив каждого задания. А в конце урока вы их подсчитаете и поставите себе отметку.

— Рабочие листы, в них вы будете работать целый урок, запишите ФИ.

Подготовка к работе

Эмоциональный настрой на урок.

Разбор алгоритма оценивания

Записывают ФИ

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Введение в тему урока. Открытие новых знаний. Постановка цели урока (учебной задачи)

(слайд 3)

Построение проекта выхода из затруднения

(слайд 4)

Проверка по эталону

(слайд 5)

Физминутка

(слайд 6)

Первичное закрепление

(слайд 7)

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

(слайд 8)

Домашнее задание

(слайд 9)

Рефлексия деятельности.

(слайд 10)

— Посмотрите на доску, какое слово зашифровано в ребусе?

— А что такое местоимение?

— А теперь прослушайте стихотворение и назовите местоимения.

Я и мы,
Ты и вы,
Он, она, оно, они —
Все слова отличные,
Важные и
личные.
Это, без сомнения,
Всё местоимения.

— Какие местоимения вы услышали?

— Какие это местоимения?

— Как вы думаете, какова тема урока?

— Давайте поставим задачи, что сегодня должны сделать на уроке?

-Как вы, думаете, почему данные местоимения называют «личными»?

— Как изменяются личные местоимения?

— Что еще имеет личное местоимение?

— В рабочих листах у вас есть задание 1, прочитайте.

— А сейчас возьмите простой карандаш, будем проверять. (Строим таблицу на доске)

— Отметьте в листе оценивания, как вы справились с заданием.

На рабочем листе у вас есть задание 2, прочитайте его.

Приготовить для (я), приблизился ко (я), соревновался со (я), не видит (мы)

беспокоится о (мы), написал (кому?) (он),

доволен(он)

Обменяйтесь листами, проверьте у своего соседа, все ли правильно он сделал.

— Какой вывод можно сделать?

— Откройте учебник на с. 67, прочитайте, правильно ли мы с вами сделали вывод.

— А сейчас мы отдохнем, если вы услышите местоимение — я, вам нужно хлопнуть в ладоши, а если местоимение – ты, то топнуть.

Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,

если все : и я, и ты,
Если мы сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья , и кусты,
И не будет красоты,
не будет доброты.
Если только я и ты,
если мы сорвем цветы.

— Почему нельзя рвать цветы? Нужно ли нам беречь природу?

— Какие местоимения встретились нам в физкультминутке?

Чтение текста

Однажды я шёл по лугу. Ко мне пристала ласточка. Ласточка кружилась около меня. Ласточка задевала меня за плечо и жалобно кричала, словно я отнял у ласточки птенца, и ласточка просила отдать его обратно. Я не понимал, что ласточке нужно, и рассказал о ласточке деду. Он посмеялся надо мной и разъяснил мне загадку. Человек идёт по лугу и спугивает сотни насекомых. Ласточка уже не ищет их в траве. Ласточка летает около человека и ловит их на лету.

— Вам понравился рассказ?

— Что у нас встречается очень часто в тексте, какое слово?

— Какой частью речи является слово ласточка?

— Как это исправить?

— А сейчас выполним задание, прочитайте.

Однажды я шёл по лугу. Ко мне пристала ласточка. Она кружилась около меня. Ласточка задевала меня за плечо и жалобно кричала, словно я отнял у неё птенца, и она просила отдать его обратно. Я не понимал, что ей нужно, и рассказал о ласточке деду. Он посмеялся надо мной и разъяснил мне загадку. Человек идёт по лугу и спугивает сотни насекомых. Ласточка уже не ищет их в траве. Она летает около человека и ловит их на лету (К.Г.Паустовский)

— Для чего существуют местоимения в речи?
с. 67 правило учить, задание на рабочем листе

(Объяснение д/з) Составить текст «Интересные факты о ласточках», используя предложенный материал. Текст написать в тетради.

Интерактивная игра «Склонение личных местоимений». https://www.educaplay.com/learning-resources/18567610-6.html (если останется время)

Какова тема была урока?

Что нового узнали сегодня на уроке?

Продолжите предложение.

1.Сегодня я узнал…

2.Было интересно…

3.Было сложно…

4.Свою работу на уроке я оцениваю на….

Оцените себя.

Оцените свою деятельность на уроке.

Местоимение

Местоимение — это часть речи, которая не называет предмет, а только указывает на него.

Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они

Личные местоимения

Научиться писать и употреблять местоимения в речи

Они указывают на лицо

По падежам

Лицо и число

Читают задание.

Заполняют таблицу.

Лицо

Ед. ч.

Мн.ч.

1

я

мы

2

ты

вы

3

М. р.

Ж. р.

Ср. р.

они

он

она

оно

Осуществляют проверку, выставляют баллы

Читают задание

Приготовить для меня, приблизился ко мне, соревновался со мной, не видит нас, написал ему, вижу его, доволен им.

Делают вывод:

Местоимения с предлогами пишутся отдельно, при склонении личного местоимения меняется всё слово

Читают текст

Ласточка, повторы

Имя существительное.

Существительное заменить на местоимение

Отредактировать текст, убрав неоправданный повтор существительного ласточка и определить синтаксическую роль местоимений.

Выполняют задания в рабочем листе.

Местоимения заменяют существительные. Местоимения не называют предмет, а указывают на него. Мы употребляем местоимения, чтобы не было повторений в предложении одного и того же имени существительного.

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

Регулятивные

Личностные