Людмила Владимировна Андрианова, учитель русского языка и литературы
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 п. Николаевка» Смидовичского района
Занятие по внеурочной деятельности «Шумовые народные инструменты.
Игра-импровизация в оркестре шумовых народных инструментов»
Класс: | 5 класс |
Цель: | Формирование навыков игры на шумовых народных инструментах в составе оркестра. |
Задачи: | Обучающие:
|
Развивающие:
|
|
Воспитывающие:
|
|
Направление занятия: | общекультурное |
Методы: | словесные (беседа, ответы на вопросы, рассказ учителя, пояснения), наглядные (показ шумовых народных инструментов), практические (игра на шумовых народных инструментах), игровые |
Приемы: | коммуникационная игра «Приветствие», ритмические игры, игра-импровизация на шумовых народных инструментах в составе оркестра |
Межпредметные связи: | музыка, русский язык, история |
Формы работы: | коллективные, групповые, индивидуальные |
Средства обучения: | компьютер, экран |
Дополнительные дидактические и методические средства: | презентация, раздаточный материал (карточки), бубен, маракасы, погремушки, колокольчики (бубенцы, ручные колокольчики), ложки, рубель, треугольник, аудиозапись РНП «На дворе-то калина…», видео-партитура для шумового оркестра |
Планируемые образовательные результаты | Предметные:
— знают, что такое «шумовые инструменты», историю их возникновения; — умеют прохлопать простейшие ритмические рисунки речевых фраз и музыкальных произведений; — умеют исполнять на шумовых инструментах ритмические рисунки музыкальных произведений; — умеют воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальным произведениям. |
Метапредметные:
— самостоятельно определяют тему и цель занятия, планируют, контролируют и оценивают учебную деятельность; — обладают информационной компетенцией, связанной с оценкой, восприятием и воспроизведением информации; — осваивают способы решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, оценки и исполнения музыкального произведения. — проявляют коммуникативные компетенции. |
|
Личностные:
— проявляют интерес к музыкальным занятиям; — понимают эмоциональную силы музыки, умеют распознавать и эмоционально откликаться на выразительные особенности музыки; — ориентируются в культурном многообразии окружающей действительности; — демонстрируют исполнительские навыки, воплощают характер произведения в своём исполнении через слово, пластику движений, игру на музыкальных инструментах. |
|
Метапредметные критерии сформированности / оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД | Познавательные: общеучебные – понимать информацию, представленную в различной форме, соотносить ее, выражать в словесной, графической форме, исполнительской деятельности. |
Логические: уметь анализировать, моделировать, сравнивать, делать умозаключения, выводы. | |
Регулятивные: осознавать учебную задачу, принимать ее, планировать, выполнять необходимые действия для ее решения; оценивать правильность выполнения учебных действий, адекватно воспринимать оценку одноклассников и учителя. | |
Коммуникативные: рассказывать, слушать собеседника, участвовать в диалоге, проявлять доброжелательное отношение к одноклассникам. | |
Личностные: осознавать себя носителем культуры, проявлять желание к музицированию, эмоционально откликаться на выразительные возможности музыки. |
Ход занятия:
№ | Этап | Деятельность учителя (содержание занятия) | Деятельность учащихся |
1 | Организационный | — Здравствуйте, дорогие друзья! Я рада приветствовать всех вас на нашем занятии. Давайте знакомиться. Но делать это мы будем необычно. Предлагаю по очереди назвать свое имя, прохлопав его в ладоши по слогам.
Как я: Люд-ми-ла Вла-ди-ми-ров-на (показ действий) |
Приветствуют учителя.
Называют поочередно свои имена, хлопая в ладоши на каждый слог. |
2 | Мотивация. Целеполагание. | — Ребята, когда вы заходили в класс, что слышали? (музыку)
— А из чего состоит музыка? (из звуков) — Я не просто так вас спросила об этом. Нас окружает множество разных звуков. — Ребята, вы любите шуметь? Как вы это делаете? Послушайте стихотворение. О каких звуках в нем говорится? Все на свете люди знают, Звуки разные бывают: Журавлей прощальный клекот, Самолета громкий рокот, Гул машины во дворе. Лай собаки в конуре, Стук колес и шум станка, Тихий шелест ветерка, Это звуки ШУМОВЫЕ. Только есть еще другие: Не шуршание, не стуки – музыкальные есть звуки! — Чем музыкальные звуки отличаются от шумовых? (Музыкальные можно пропеть, а шумовые – нельзя) — Посмотрите, что я принесла. (демонстрация музыкальных инструментов) — Что это? (Музыкальные инструменты) — Какие инструменты? (шумовые) — Попробуйте предположить, что мы будем делать на нашем занятии? (Играть на шумовых музыкальных инструментах) — Тема сегодняшнего занятия: «Шумовые народные инструменты. Игра-импровизация в оркестре шумовых народных инструментов». — Что вы хотели бы узнать о них? Чему научиться? |
Отвечают на вопросы учителя.
Слушают стихотворение. Звуки бывают разные: музыкальные и шумовые. Формулируют цель занятия. — Узнать (историю возникновения), научиться играть (в шумовом оркестре) |
3 | Актуализация знаний | — Ребята, а что вы знаете об этих инструментах?
— Как они появились? — Наши предки были очень талантливыми людьми, которые умели многое делать: и вырастить урожай, и дом построить, и сделать «музыкальное орудие», и сыграть на нём. Профессионалы, работа которых заключалась только в изготовлении музыкальных инструментов, появились далеко не сразу. — Кто же делал музыкальные инструменты? (Народ) — А раз музыкальные инструменты делал народ, поэтому и название они получили… (народные). — Самую древнюю группу инструментов, где звук возникает от удара, называют ударной. Использование этих инструментов родственно хлопанью в ладоши, притопыванию. Звук этих инструментов зависит от их конструкции и от материала, из которого они сделаны. — Давайте рассмотрим и познакомимся с их звучанием. (Демонстрация музыкальных инструментов, способов звукоизвлечения, комментарии об истории происхождения). |
Активно участвуют в беседе.
Демонстрируют способы игры на музыкальных инструментах. |
4 | Пробное действие. Выявление причины затруднения. | — Итак, инструменты есть, исполнители есть, а как называется коллектив музыкантов? (Оркестр)
— Я предлагаю прямо сейчас взять в руки инструменты и попробовать исполнить музыку. — Получился у нас оркестр? (Нет, не совсем) — Почему? — Что нужно сделать, чтобы оркестр зазвучал? (Научиться) |
Отвечают на вопрос.
Выбирают понравившийся инструмент, пытаются играть все вместе под аккомпанемент. Отвечают на вопросы. |
5 | Построение выхода из затруднения.
Формирование способов действий. |
— Что самое главное в игре на шумовых ударных инструментах? (Ритм)
— Что такое ритм? (Равномерное чередование длинных и коротких звуков) 1 упражнение (все вместе)
Бык, бык ту-по-губ, ту-по-гу-бень-кий бы-чок. У бы-ка бе-ла гу-ба бы-ла тупа.
2 упражнение (две группы) Из карточек составить ритмический рисунок для другой группы (раздаточный материал). Исполнить индивидуально или в группе. 3 упражнение Упражнение на внимательность. На экране будет появляться ритмический рисунок. Но исполнять его должен только тот инструмент, чье изображение на слайде. |
Отвечают на вопросы.
Выполняют ритмические упражнения. Составляют ритмический рисунок. Исполняют индивидуально или в группе. Исполняют задание, внимательно следят за работой друг друга. |
6 | Реализация способов действий | — Думаю, теперь вы готовы играть в оркестре. На экране для вас будут появляться подсказки.
— Правила для музыкантов в оркестре: 1. слушать мелодию и других исполнителей, не заглушая их; 2. внимательно следить за вступлением своего инструмента и окончанием его звучания. — А как мы назовем наш оркестр? (ответы) — Итак, выступает сводный оркестр народных шумовых инструментов 5Б класса « Название ». |
Слушают.
Исполняют рнп «На горе-то калина…» с опорой на видео-партитуру. |
7 | Рефлексия | Молодцы! Получился у нас оркестр? (ответы)
Предлагаю оценить нашу деятельность на занятии: — если понравилось, стучим в инструменты громко, — если не понравилось – тихо.
Спасибо за общение. До свидания! (Дети уходят под музыку) |
Выполняют рефлексию. |