Людмила Владимировна Андрианова, учитель русского языка и литературы
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 п. Николаевка» Смидовичского района

Занятие по внеурочной деятельности «Шумовые народные инструменты.
Игра-импровизация в оркестре шумовых народных инструментов»

Класс: 5 класс
Цель: Формирование навыков игры на шумовых народных инструментах в составе оркестра.
Задачи: Обучающие:

  • Формировать представления о музыкальных и шумовых звуках.
  • Расширить знания о музыкальных шумовых инструментах, истории их создания и особенностях звучания.
  • Познакомить с приёмами игры на шумовых инструментах.
  • Закрепить знания в области музыки в работе с понятиями «шумовые музыкальные инструменты», «ритм», «оркестр».
  • Разучить и исполнить ритмический рисунок русской народной песни в шумовом оркестре-импровизации.
Развивающие:

  • Развивать ритмические навыки, музыкальную память и слух.
  • Приобщать детей к формам совместного музицирования через развитие навыков игры в ансамбле.
  • Способствовать развитию образного и творческого потенциала детей через игровую импровизацию.
  • Способствовать развитию у детей синтеза двигательных, зрительных и слуховых навыков.
Воспитывающие:

  • Воспитывать интерес и любовь к музыке, народной музыкальной культуре, миру прекрасного.
  • Воспитывать интерес к игре на простейших музыкальных инструментах.
  • Воспитывать в детях организованность, работоспособность, самостоятельность.
  • Воспитывать уважение к музыкантам в оркестре, к слушателям.
  • Обогащать эстетическую культуру учащихся.
Направление занятия: общекультурное
Методы: словесные (беседа, ответы на вопросы, рассказ учителя, пояснения), наглядные (показ шумовых народных инструментов), практические (игра на шумовых народных инструментах), игровые
Приемы: коммуникационная игра «Приветствие», ритмические игры, игра-импровизация на шумовых народных инструментах в составе оркестра
Межпредметные связи: музыка, русский язык, история
Формы работы: коллективные, групповые, индивидуальные
Средства обучения: компьютер, экран
Дополнительные дидактические и методические средства: презентация, раздаточный материал (карточки), бубен, маракасы, погремушки, колокольчики (бубенцы, ручные колокольчики), ложки, рубель, треугольник, аудиозапись РНП «На дворе-то калина…», видео-партитура для шумового оркестра
Планируемые образовательные результаты Предметные:

знают, что такое «шумовые инструменты», историю их возникновения;

— умеют прохлопать простейшие ритмические рисунки речевых фраз и музыкальных произведений;

— умеют исполнять на шумовых инструментах ритмические рисунки музыкальных произведений;

— умеют воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальным произведениям.

Метапредметные:

— самостоятельно определяют тему и цель занятия, планируют, контролируют и оценивают учебную деятельность;

— обладают информационной компетенцией, связанной с оценкой, восприятием и воспроизведением информации;

— осваивают способы решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, оценки и исполнения музыкального произведения.

— проявляют коммуникативные компетенции.

Личностные:

проявляют интерес к музыкальным занятиям;

— понимают эмоциональную силы музыки, умеют распознавать и эмоционально откликаться на выразительные особенности музыки;

— ориентируются в культурном многообразии окружающей действительности;

— демонстрируют исполнительские навыки, воплощают характер произведения в своём исполнении через слово, пластику движений, игру на музыкальных инструментах.

Метапредметные критерии сформированности / оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД Познавательные: общеучебные – понимать информацию, представленную в различной форме, соотносить ее, выражать в словесной, графической форме, исполнительской деятельности.
Логические: уметь анализировать, моделировать, сравнивать, делать умозаключения, выводы.
Регулятивные: осознавать учебную задачу, принимать ее, планировать, выполнять необходимые действия для ее решения; оценивать правильность выполнения учебных действий, адекватно воспринимать оценку одноклассников и учителя.
Коммуникативные: рассказывать, слушать собеседника, участвовать в диалоге, проявлять доброжелательное отношение к одноклассникам.
Личностные: осознавать себя носителем культуры, проявлять желание к музицированию, эмоционально откликаться на выразительные возможности музыки.

Ход занятия:

Этап Деятельность учителя (содержание занятия) Деятельность учащихся
1 Организационный — Здравствуйте, дорогие друзья! Я рада приветствовать всех вас на нашем занятии. Давайте знакомиться. Но делать это мы будем необычно. Предлагаю по очереди назвать свое имя, прохлопав его в ладоши по слогам.

Как я: Люд-ми-ла Вла-ди-ми-ров-на (показ действий)

Приветствуют учителя.

Называют поочередно свои имена, хлопая в ладоши на каждый слог.

2 Мотивация. Целеполагание. — Ребята, когда вы заходили в класс, что слышали? (музыку)

— А из чего состоит музыка? (из звуков)

— Я не просто так вас спросила об этом. Нас окружает множество разных звуков.

— Ребята, вы любите шуметь? Как вы это делаете?

Послушайте стихотворение. О каких звуках в нем говорится?

Все на свете люди знают, Звуки разные бывают: Журавлей прощальный клекот, Самолета громкий рокот, Гул машины во дворе. Лай собаки в конуре, Стук колес и шум станка, Тихий шелест ветерка, Это звуки ШУМОВЫЕ. Только есть еще другие: Не шуршание, не стуки – музыкальные есть звуки!

— Чем музыкальные звуки отличаются от шумовых? (Музыкальные можно пропеть, а шумовые – нельзя)

— Посмотрите, что я принесла. (демонстрация музыкальных инструментов)

— Что это? (Музыкальные инструменты)

— Какие инструменты? (шумовые)

— Попробуйте предположить, что мы будем делать на нашем занятии? (Играть на шумовых музыкальных инструментах)

— Тема сегодняшнего занятия: «Шумовые народные инструменты. Игра-импровизация в оркестре шумовых народных инструментов».

— Что вы хотели бы узнать о них? Чему научиться?

Отвечают на вопросы учителя.

Слушают стихотворение.

Звуки бывают разные: музыкальные и шумовые.

Формулируют цель занятия.

— Узнать (историю возникновения), научиться играть (в шумовом оркестре)

3 Актуализация знаний — Ребята, а что вы знаете об этих инструментах?

— Как они появились?

— Наши предки были очень талантливыми людьми, которые умели многое делать: и вырастить урожай, и дом построить, и сделать «музыкальное орудие», и сыграть на нём. Профессионалы, работа которых заключалась только в изготовлении музыкальных инструментов, появились далеко не сразу.

— Кто же делал музыкальные инструменты? (Народ)

— А раз музыкальные инструменты делал народ, поэтому и название они получили… (народные).

— Самую древнюю группу инструментов, где звук возникает от удара, называют ударной. Использование этих инструментов родственно хлопанью в ладоши, притопыванию. Звук этих инструментов зависит от их конструкции и от материала, из которого они сделаны.

— Давайте рассмотрим и познакомимся с их звучанием.

(Демонстрация музыкальных инструментов, способов звукоизвлечения, комментарии об истории происхождения).

Активно участвуют в беседе.

Демонстрируют способы игры на музыкальных инструментах.

4 Пробное действие. Выявление причины затруднения. — Итак, инструменты есть, исполнители есть, а как называется коллектив музыкантов? (Оркестр)

— Я предлагаю прямо сейчас взять в руки инструменты и попробовать исполнить музыку.

— Получился у нас оркестр? (Нет, не совсем)

— Почему?

— Что нужно сделать, чтобы оркестр зазвучал? (Научиться)

Отвечают на вопрос.

Выбирают понравившийся инструмент, пытаются играть все вместе под аккомпанемент.

Отвечают на вопросы.

5 Построение выхода из затруднения.

Формирование способов действий.

— Что самое главное в игре на шумовых ударных инструментах? (Ритм)

— Что такое ритм? (Равномерное чередование длинных и коротких звуков)

1 упражнение (все вместе)

    • Повторяем скороговорку, показываем длинные и короткие звуки хлопками в ладоши вместе с учителем. (на слайде)

Бык, бык ту-по-губ, ту-по-гу-бень-кий бы-чок. У бы-ка бе-ла гу-ба бы-ла тупа.

    • Простучать ритмический рисунок с помощью инструментов без слов самостоятельно.

2 упражнение (две группы)

Из карточек составить ритмический рисунок для другой группы (раздаточный материал). Исполнить индивидуально или в группе.

3 упражнение

Упражнение на внимательность. На экране будет появляться ритмический рисунок.

Но исполнять его должен только тот инструмент, чье изображение на слайде.

Отвечают на вопросы.

Выполняют ритмические упражнения.

Составляют ритмический рисунок.

Исполняют индивидуально или в группе.

Исполняют задание, внимательно следят за работой друг друга.

6 Реализация способов действий — Думаю, теперь вы готовы играть в оркестре. На экране для вас будут появляться подсказки.

— Правила для музыкантов в оркестре:

1. слушать мелодию и других исполнителей, не заглушая их;

2. внимательно следить за вступлением своего инструмента и окончанием его звучания.

— А как мы назовем наш оркестр? (ответы)

— Итак, выступает сводный оркестр народных шумовых инструментов 5Б класса « Название ».

Слушают.

Исполняют рнп «На горе-то калина…» с опорой на видео-партитуру.

7 Рефлексия Молодцы! Получился у нас оркестр? (ответы)

Предлагаю оценить нашу деятельность на занятии:

— если понравилось, стучим в инструменты громко,

— если не понравилось – тихо.

  • Какие задания вы считаете удачными для себя и почему?
  • Какое задание было трудным и почему?
  • Какую часть занятия вы бы вычеркнули? Почему?
  • Была ли польза от такого рода (формы) работы?

Спасибо за общение. До свидания!

(Дети уходят под музыку)

Выполняют рефлексию.