Солдатова Елена Александровна,
учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ
с. Ленинское Ленинского муниципального района
Технологическая карта урока русского языка
Тема: Изъявительное наклонение. 6 класс.
Автор УМК: Т.А. Ладыженская.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель: формирование понятиями наклонение глагола и изъявительное наклонение.
Задачи:
образовательные:
-
познакомить с понятиями «наклонение глагола» и «изъявительное наклонение»;
-
вырабатывать умение находить глаголы изъявительного наклонения в тексте;
-
дать понятие о роли глаголов изъявительного наклонения.
развивающие:
-
развивать коммуникативные речевые умения учащихся;
-
работать над расширением словарного запаса учащихся;
-
стимулировать исследовательскую и творческую деятельность учащихся.
воспитательные:
-
воспитывать интерес к предмету и уважительное отношение к родному языку;
-
формировать ответственное отношение к обучению;
-
формировать способность учащихся к саморазвитию.
Формы обучения: фронтальная, самостоятельная, работа в парах.
Планируемые результаты:
Предметные: познакомиться с понятием «наклонение глагола»; научиться распознавать глаголы в изъявительном наклонении, отличать их от глаголов в инфинитиве;
Метапредметные: формулировать тему, учебные задачи урока, соотносить цели и результаты своей деятельности, определять степень успешности работы; выделять главную информацию, анализировать языковой материал, группировать слова по предлагаемым признакам, обобщать, строить логически обоснованные рассуждения; планировать учебное сотрудничество с одноклассниками; соблюдать правила речевого поведения, высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других.
Личностные: осознавать русский язык как одну из основных национально-культурных ценностей.
Этапы |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
||||||||
1 СЛАЙД 2 СЛАЙД |
Приветствую учащихся в образе старушки. «ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ ГЛАГОЛА» в папках на партах и на экране. Задача: перечислите знакомые вам признаки глагола. 1 СЛАЙД Один пункт «ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ПАСПОРТА» остается пустым
|
Вспоминают материал, изученный на предыдущих уроках. Задача 1: необходимо выяснить, что такое наклонение. В русском языке три формы наклонения. Мы сегодня познакомимся с изъявительным. Задача 2: выделить признаки, по которым можно найти глагола изъявительного наклонения. |
||||||||
2. Актуализация и выявление причины затруднений 3 СЛАЙД |
Наклонение глагола – это новая тема урока. Изъявительное наклонение.
|
Записывают число, тему урока. |
||||||||
4 СЛАЙД |
Прежде, чем мы поговорим о том, что такое наклонение, нам необходимо вспомнить времена глагола. Распределите глаголы на три колонки. Трое ребят поработают у доски.
|
Работа с таблицей. У доски работают три ученика, а остальные ребята — в тетради. Распределяют глаголы по трём колонкам. |
||||||||
5 СЛАЙД |
Наклонение — это непостоянный признак глагола. Выражает, как ситуация относится к действительности: воспринимается ли действие как реальное или нереальное, то есть желаемое, возможное при определённых условиях. ситуации смешные грустные интересные |
Глаголы изъявительного наклонения обозначают действие, которое происходило, происходит или будет происходить на самом деле.
|
||||||||
6 СЛАЙД 7 СЛАЙД 8 СЛАЙД 9 СЛАЙД 10 СЛАЙД |
Давайте подумаем, как определить, что глагол относится к изъявительному наклонению? Составим алгоритм = план. |
Составляют алгоритм
|
||||||||
6. Этап первичного закрепления |
Итак, мы с вами узнали, по каким признакам можно найти глаголы в изъявительном наклонении. Маша пошла за грибами, заблудилась. Ходит, кричит, но грибы собирает. Найдут Машу часа через три, отругают. |
Отвечают на вопросы: Что с Машей произошло? Что она делает? Что сделают с Машей? |
||||||||
7. Этап самостоятельной работы с проверкой по образцу 11 СЛАЙД |
Задание: из текста выпишите глаголы в изъявительном наклонении. Обоснуйте свой выбор. Определите у выписанных из текста глаголов время. |
Выписывают глаголы. Работают по алгоритму. Осуществляют взаимопроверку. |
||||||||
8. Этап включения в систему знаний и повторения 12 СЛАЙД |
Какие из предложенных глаголов – это глаголы изъявительного наклонения? Я думаю, что все! Если я права, то поднимите руки над головой и громко мне похлопайте. Если ошиблась, то опустите руки вниз. Петя ВОСПОЛЬЗОВАЛСЯ шпаргалкой. Ребята ПОВТОРЯЮТ параграф. ЗАГЛЯНУТЬ в класс. ВСТРЕТИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ. ИДУ из школы домой. ПОМОЧЬ учителю. |
Фронтальная работа = физминутка |
||||||||
9. Этап рефлексии 13 СЛАЙД |
Ответьте, используя сигнальные карточки
Благодарю за работу. |
Обдумывают, что они узнали на уроке, формулируют свои мысли.
|
||||||||
ДЗ |
На выбор:
|