Солдатова Елена Александровна,

учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ

с. Ленинское Ленинского муниципального района

Технологическая карта урока русского языка

Тема: Изъявительное наклонение. 6 класс.

Автор УМК: Т.А. Ладыженская.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель: формирование понятиями наклонение глагола и изъявительное наклонение.

Задачи:

образовательные:

  • познакомить с понятиями «наклонение глагола» и «изъявительное наклонение»;

  • вырабатывать умение находить глаголы изъявительного наклонения в тексте;

  • дать понятие о роли глаголов изъявительного наклонения.

развивающие:

  • развивать коммуникативные речевые умения учащихся;

  • работать над расширением словарного запаса учащихся;

  • стимулировать исследовательскую и творческую деятельность учащихся.

воспитательные:

  • воспитывать интерес к предмету и уважительное отношение к родному языку;

  • формировать ответственное отношение к обучению;

  • формировать способность учащихся к саморазвитию.

Формы обучения: фронтальная, самостоятельная, работа в парах.

Планируемые результаты:

Предметные: познакомиться с понятием «наклонение глагола»; научиться распознавать глаголы в изъявительном наклонении, отличать их от глаголов в инфинитиве;

Метапредметные: формулировать тему, учебные задачи урока, соотносить цели и результаты своей деятельности, определять степень успешности работы; выделять главную информацию, анализировать языковой материал, группировать слова по предлагаемым признакам, обобщать, строить логически обоснованные рассуждения; планировать учебное сотрудничество с одноклассниками; соблюдать правила речевого поведения, высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других.

Личностные: осознавать русский язык как одну из основных национально-культурных ценностей.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1. Этап мотивации

1 СЛАЙД

2 СЛАЙД

Приветствую учащихся в образе старушки.

«ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ ГЛАГОЛА» в папках на партах и на экране.

Задача: перечислите знакомые вам признаки глагола.

1 СЛАЙД

Один пункт «ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ПАСПОРТА» остается пустым

постоянные

непостоянные

Вид

Спряжение

Время

Переходность

Род

Число

Лицо

Наклонение?

Вспоминают материал, изученный на предыдущих уроках.

Задача 1: необходимо выяснить, что такое наклонение.

В русском языке три формы наклонения. Мы сегодня познакомимся с изъявительным.

Задача 2: выделить признаки, по которым можно найти глагола изъявительного наклонения.

2. Актуализация и выявление причины затруднений

3 СЛАЙД

Наклонение глагола – это новая тема урока. Изъявительное наклонение.

изъявительное

повелительное

условное

Записывают число, тему урока.

  1. Этап введения в новую тему

4 СЛАЙД

Прежде, чем мы поговорим о том, что такое наклонение, нам необходимо вспомнить времена глагола. Распределите глаголы на три колонки. Трое ребят поработают у доски.

Прошедшее

Настоящее

Будущее

обидел

поругались

извинился

помирились

встаю

одеваюсь

завтракаю

иду

учусь

запишу

подумаю

решу

отвечу

 

Работа с таблицей. У доски работают три ученика, а остальные ребята — в тетради. Распределяют глаголы по трём колонкам.

  1. Этап знакомства с новым материалом

5 СЛАЙД

Наклонение — это непостоянный признак глагола. Выражает, как ситуация относится к действительности: воспринимается ли действие как реальное или нереальное, то есть желаемое, возможное при определённых условиях.

ситуации

смешные грустные интересные

Глаголы изъявительного наклонения обозначают действие, которое происходило, происходит или будет происходить на самом деле.

  1. Этап – составление алгоритма по определению изъявительного наклонения

6 СЛАЙД

7 СЛАЙД

8 СЛАЙД

9 СЛАЙД

10 СЛАЙД

Давайте подумаем, как определить, что глагол относится к изъявительному наклонению? Составим алгоритм = план.

Составляют алгоритм

  1. Найти в тексте или предложении глагол.

  2. Определить, происходит ли действие в настоящем, прошедшем или будущем времени.

  3. Если действие реально, то это наклонение ИЗЪЯВИТЕЛЬНОЕ.

6. Этап первичного закрепления

Итак, мы с вами узнали, по каким признакам можно найти глаголы в изъявительном наклонении.

Маша пошла за грибами, заблудилась.

Ходит, кричит, но грибы собирает.

Найдут Машу часа через три, отругают.

Отвечают на вопросы:

Что с Машей произошло?

Что она делает?

Что сделают с Машей?

7. Этап самостоятельной работы с проверкой по образцу

11 СЛАЙД

Задание: из текста выпишите глаголы в изъявительном наклонении. Обоснуйте свой выбор.

Определите у выписанных из текста глаголов время.

Выписывают глаголы. Работают по алгоритму.

Осуществляют взаимопроверку.

8. Этап включения в систему знаний и повторения

12 СЛАЙД

Какие из предложенных глаголов – это глаголы изъявительного наклонения? Я думаю, что все! Если я права, то поднимите руки над головой и громко мне похлопайте. Если ошиблась, то опустите руки вниз.

Петя ВОСПОЛЬЗОВАЛСЯ шпаргалкой.

Ребята ПОВТОРЯЮТ параграф.

ЗАГЛЯНУТЬ в класс.

ВСТРЕТИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ.

ИДУ из школы домой.

ПОМОЧЬ учителю.

Фронтальная работа = физминутка

9. Этап рефлексии

13 СЛАЙД

Ответьте, используя сигнальные карточки

1 Наклонение — это постоянный признак глагола?

2 Наклонение выражает, как ситуация относится к действительности: воспринимается ли действие как реальное или нереальное, то есть желаемое, возможное при определённых условиях?

3 Глагол в н.ф. – может быть изъявительного наклонения?

4 Глаголы изъявительного наклонения обозначают действие, которое происходило, происходит или будет происходить на самом деле?

Благодарю за работу.

Обдумывают, что они узнали на уроке, формулируют свои мысли.

НЕТ

ДА

НЕТ

ДА

ДЗ

14 СЛАЙД

На выбор:

    1. Составить текст «Интересный день» из 3-5 предложений, используя глаголы изъявительного наклонения

    1. Составить 3-5 предложений, используя глаголы изъявительного наклонения.